Усиливающаяся конкуренция на лавинообразно растущих рынках смартфонов и планшетных компьютеров привела к тому, что производители все активнее прибегают к патентным войнам как к возможности ущемить рыночные позиции конкурентов.
Все против всех
Производители мобильных устройств в последние годы все чаще конкурируют не только на рынке, но и в судах. Масштаб этой «эпидемии» таков, что информация о новых исках с обвинением в нарушении патентов появляется чуть ли не каждый день. В целом это война всех против всех. Apple против Samsung, Oracle против Google, HTC против Apple и еще сотни и сотни взаимных исков игроков телекоммуникационного рынка по всему миру.
Цели, преследуемые компаниями, которые подают иски, очевидны: получение возмещения и ущемление рыночных позиций конкурентов. Например, Apple с помощью судебных разбирательств смогла запретить продажу некоторых моделей Samsung в нескольких странах, а одна из крупнейших в мире IT-компаний Oracle пытается заставить Google заплатить за неправомерное, по мнению истца, использование технологии Java в операционной системе Android.
Пожалуй, лучше всех выразил позицию неправомерно обиженных Стив Джобс, выступая в рамках одного из слушаний в качестве истца: «Мы можем сидеть и смотреть, как конкуренты крадут наши запатентованные изобретения, или мы можем как-то отреагировать на это. Мы решили не сидеть сложа руки. Нам кажется, что конкуренция — это хорошо, но конкуренты должны создавать свои технологии, а не воровать наши».
Но есть и другая сторона вопроса: в сложившейся ситуации нет никого в «белом» — взаимное «копирование» идей процветает. Например, Apple подала иск к Samsung за использование запатентованного дизайна и запатентованных жестов. Samsung в свою очередь обвиняет Apple в нарушении патентов на беспроводную связь в iPhone и iPad. HTC и Apple обвиняют друг друга в использовании определенных технологий в пользовательском интерфейсе. Оружием в этой войне всех против всех выступают патенты, а объем и качество патентного портфеля становится существенным аргументом в этой игре на выбывание.
Гонка вооружений
Крупнейшие игроки рынка владеют большим количеством патентов, но их никогда не бывает достаточно. Поэтому они всеми способами пытаются наращивать свои патентные портфели. В конце июня текущего года с молотка ушли патенты, принадлежавшие банкротящейся компании Nortel. В проданный лот входило 6 тыс. патентов, охватывающих практически все аспекты телекоммуникационных и смежных технологий, включая поиск в интернете и социальные сети. Еще в апреле этот лот планировала выкупить Google, подписав с Nortel предварительное соглашение. Тогда за этот лот Google была готова отдать $900 млн. Уже в ходе аукциона поисковик поднял свою цену до $4 млрд. Однако конечная цена продажи составила $4,5 млрд, и покупателем стал отнюдь не Google, а концерн, объединивший Apple, Microsoft, Research In Motion (производитель BlackBerry) и другие компании.
Эта покупка стала сильным ударом по Google. После проигрыша аукциона старший вице-президент компании и руководитель юридической службы Дэвид Драммонд обвинил Microsoft и Apple, которые ранее терпеть друг друга не могли, в скоординированной кампании против Android. «Android на гребне волны. Более 550 тыс. устройств с Android на борту активируется каждый день. Гаджеты на базе Android жестко конкурируют с устройствами под управлением других операционных систем, и это приводит к появлению новых крутых устройств и удивительных мобильных приложений для пользователей. Но успех Android привел еще к одной вещи — хорошо организованной враждебной кампании против Android со стороны Apple, Microsoft, Oracle и других. Оружием в этой войне стали липовые патенты», — обвинял коллег Драммонд.
Спустя полтора месяца Google смогла нанести ответный удар: она договорилась о покупке компании Motorola Mobility за $12,5 млрд. В числе приобретаемых активов и 17 тыс. патентов, которые, по словам одного из основателей Google Ларри Пейджа, «позволят нам лучше защищать Android от нападок Microsoft, Apple и других компаний». Партнеры Google, выпускающие Android-устройства, — Samsung, Sony Ericsson, HTC и LG — оценили усилия американского гиганта, демонстрирующего готовность защищать Android, коллег и всю экосистему от патентных «нападок» конкурентов.
Гонка вооружений еще не завершена. Следующий большой куш — несколько тысяч патентов в области мобильной связи, принадлежащих компании InterDigital. Аукцион должен пройти в ближайшее время, а участие в нем планируют принять практически все крупные игроки.
Выход из тупика
Эскалация патентных конфликтов заставляет задуматься и игроков рынка, и сторонних наблюдателей о том, что существующая система патентов перестает работать на благо рынка. Многие считают, что в сложившейся ситуации корпорации тратят свои ресурсы не на разработку новых технологий, а на чрезмерную защиту старого.
У нынешней патентной системы действительно масса недостатков. Время действия патента как правило превышает десять лет — это слишком большой срок в нашем быстроразвивающемся мире. Передовая технология через 10–15–20 лет уже никому не нужна. Кроме того, нет четкого определения, как должен осуществляться доступ к актуальным технологиям, защищенным патентами. Сейчас назрела необходимость как-то изменить существующую систему, уверен Нилай Пател из Engadget. И подобные усилия уже предпринимаются. В частности, в качестве панацеи для hi-tech-компаний предлагается идея использования патентов по системе FRAND (приемлемый и недискриминационный доступ). По словам Флориана Мюллера, консультанта исследовательской компании Gerson Lehrman Group, это означает, что условия использования патентов не должны включать в себя невыполнимые условия типа «достать луну с неба». А недискриминационный доступ подразумевает, что все компании могут получить доступ к технологии, защищенной патентом, за схожую цену.
Эскалация мобильного конфликта
Hi-tech-компании развязали патентные войны
Наверх