Модель прямой продажи музыки, фильмов и игр в интернете на развивающихся интернет-рынках не приживается. Вместо этого российские интернет-компании склоняются к заработкам на рекламе и эксплуатации модели, которая подразумевает бесплатный доступ к основному контенту с оплатой дополнительных услуг.
Глава одного из российских интернет-гигантов Mail.Ru Group Дмитрий Гришин на проходящей в Москве конференции Digital. Life. Design заявил, что будущего у прямых продаж цифрового контента в интернете фактически нет. «Модель прямой продажи музыки и фильмов в интернете больше не работает. Что-то в ней сломалось в глобальном масштабе» — так обрисовывает сложившуюся ситуацию Гришин. «В интернете довольно долго работала модель потрековой продажи музыки, но мы уверены, что она должна уйти, освободив место каким-то другим путям заработка на этом контенте», — говорит Гришин. Возможно, можно зарабатывать на подписке на музыкальные треки, на каком-то дополнительном материале или услугах, считает он.
«Apple бы не согласилась с такими выводами», — парировал присутствовавший на конференции глава компании HubertBurdaMedia Пол Бернхард Каллен, намекая на действующий магазин по продаже музыки iTunes. Однако если взглянуть на статистику продаж приложений в AppStore, становится очевидно, что платные приложения для iOS скачиваются в разы хуже, чем бесплатные.
Гришин предлагает посмотреть на ситуацию, сложившуюся на российском игровом рынке: здесь хорошо развита freemium-модель. Если на развитых рынках в последние 20–30 лет работала прямая система продаж (потребитель покупает игру за $20–50), то в рунете сложилась другая схема: пользователь получает игру бесплатно, но потом доплачивает за какие-то дополнительные возможности в игре, например игровую валюту для покупки внутриигровых предметов. «Эта система работает очень хорошо, поскольку в начале мы получаем доступ к большой аудитории, которой не нужно платить за вход в игру те самые несколько десятков долларов. Плюс можно «заточить» игру под разных клиентов: кто-то готов доплатить $10, кто-то — $50, а кто-то — и все $100», — говорит Гришин. Он надеется, что подобная модель будет широко распространяться и в сфере аудио- и видеоконтента.
Однако пока пользователи предпочитают полностью бесплатный контент. По данным исследовательской компании TNS, на конец 2011 года большую часть видеопросмотров обеспечивают ресурсы, которые вообще не пытаются взимать деньги с пользователей за просмотр видео, а зарабатывают на рекламе. Это Youtube с аудиторией в 5,6 млн человек и «Видео вконтакте» с 3,7 млн человек. Не берут с пользователей деньги за просмотр и занимающие третье и четвертое места «Яндекс. Видео» и «Mail.ru Видео» с аудиторией 1,4 млн и 650 тыс. человек соответственно. И лишь разместившийся на пятом месте видеосервис ivi.ru с аудиторией 550 тыс. человек работает по модели freemium, то есть большая часть контента бесплатна, но за просмотр фильмов-новинок придется заплатить.
В то же время рекламная модель может быть интересной и прибыльной. «В глобальном масштабе рынок доступа в интернет оценивается в сотни миллиардов долларов, рынок онлайн-рекламы — в несколько десятков миллиардов, а продажи цифрового контента оцениваются лишь в нескольких миллиардах», — говорит глава «Яндекса» Аркадий Волож. Причем доля онлайн-рекламы постоянно растет: по данным на конец 2011 года, доля рекламных бюджетов, направленных в интернет, в структуре рекламного рынка выросла с 12 до 16%, уступая только телевидению.
Модель прямой продажи музыки, фильмов и игр в интернете на развивающихся интернет-рынках не приживается. Вместо этого российские интернет-компании склоняются к заработкам на рекламе и эксплуатации модели, которая подразумевает бесплатный доступ к основному контенту с оплатой дополнительных услуг.



