Контекст
На фоне противостояния Минобороны и исполнителей оборонзаказа правительство сделало шаг в сторону оборонщиков. Теперь производители вооружений, военной техники и имущества смогут закладывать в начальную цену контракта до 25% прибыли, причем с учетом инфляции. Ранее Минобороны настаивало, чтобы прибыль поставщиков была не более 20%. Эксперты называют принятую систему крайне трудоемкой по расчетам и опасаются, что в итоге оборонные предприятия перестанут бороться за сокращение издержек.
Новый порядок определения начальных цен контрактов в гособоронзаказе закреплен постановлением правительства, опубликованным в субботу. Документ подписан еще Владимиром Путиным 4 мая. Оборонщикам предложено две формулы расчета начальной цены контракта. Первая предполагает, что поставщик Минобороны получает право заложить прибыль не более чем в 1% от затрат на закупку комплектующих изделий и не более чем в 20% от собственных расходов на производство продукции.
Формулу «201» военное ведомство неформально применяет уже несколько лет, заставляя таким образом поставщиков снижать цены. В 2012 году за счет этой схемы там намереваются сэкономить на оборонзаказе не менее 200 млрд руб. Производителей это не устраивает, они неоднократно возмущались действиями команды и.о. министра обороны Анатолия Сердюкова. Президент «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) Михаил Погосян ранее утверждал, что в результате применения данной формулы его компания исполняет гособоронзаказ с нулевой рентабельностью. А президент «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) Роман Троценко жаловался, что навязываемые военным ведомством цены гарантируют его предприятиям убыток. Конфликт возникает из-за того, что часть расходов Минобороны считает необоснованными. В результате у предприятий ОПК, как они жалуются, не остается денег ни на модернизацию собственного производства, ни на научно-исследовательские разработки.
Правительство учло аргументы оборонщиков и предусмотрело в постановление еще одну формулу: «251». Поставщики Минобороны смогут закладывать в начальную цену собственную прибыль в 25%, правда, если докажут ее направление на развитие производства и его модернизацию за счет «уменьшения трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства». При заключении контракта с единственным поставщиком обоснованность цены проверяет Федеральная служба по тарифам.
Если контракт предполагается выполнять в течение нескольких лет, то поставщик приводит расчет цены по каждому году поставки, цена регистрируется, и для ее изменения в дальнейшем потребуется новый цикл согласований. Таким образом, Минобороны страхует себя от непрогнозируемого изменения конечной цены сложной продукции, производство которой требует нескольких лет. Тем более что на недавнем совещании в Нижнем Тагиле президент Путин говорил о возможности перехода на семилетние контракты.
Определение начальной цены контракта, исходя из фактических расходов на его исполнение, используется во всем мире, когда отсутствует конкуренция поставщиков и невозможно определить рыночную цену на товар, поскольку и рынка как такового нет, утверждает директор Института управления закупками ВШЭ Ирина Кузнецова. Но это «самый трудоемкий способ». В советские времена были целые службы расчетчиков, которые учитывали себестоимость, ее амортизацию и т.д. Но даже самый корректный расчет не позволяет определить справедливую цену, так как многое в качественных параметрах продукции зависит не только от стоимости затрат на ее производство, но и от эффективности использования объекта. «Цены на автоматы надо сопоставлять в зависимости от кучности стрельбы, легкости по весу и простоты в эксплуатации», — поясняет Кузнецова.
Процесс модернизации ОПК требует денег. Их источник может быть внешним — дополнительные госинвестиции или внутренним — снижение издержек, объясняет эксперт по закупкам в крупных корпорациях Алексей Романов. У оборонных предприятий, как и у большинства других крупных производств, расходы на закупку компонентов и материалов составляют добрую половину всех затрат. Совершенная система закупок позволяет добиваться снижения расходов до 25%. Это главный источник дополнительной прибыли для предприятий ОПК, которую можно было бы направить на модернизацию производства. Правительство вроде бы хочет, чтобы прибыль в первую очередь направлялась не на дивиденды, а на закупку нового оборудования, разработку новых технологий, заказ научно-исследовательских работ. Но одновременно утверждается такой порядок определения начальной цены контракта, который лишает компанию стимулов снижать издержки. Неудивительно, что ограничение уровня рентабельности предприятия при обосновании начальной цены товара, работы или услуги сейчас обычно не используется в закупочной практике крупных корпораций.
- Контекст

