Как вам наша погода

30 октября 00:05  | 
Иностранные компании повысили оценку инвестклимата в России
 Как вам наша погода

Этот вывод косвенно поддержал и Всемирный банк, который на минувшей неделе поднял Россию в рейтинге Doing Business cо 120-го места на 112-е. Тем не менее инвесторы оценивают именно динамику изменений, а к самому бизнес-климату у них еще масса претензий.

Пятилетка прогресса. Главные и почти сенсационные результаты опроса иностранных инвесторов — членов КСИИ таковы: если в 2007 году всего 8% из них считали, что Россия делает успехи в привлечении иностранных инвестиций, то в этом году такое мнение высказали 35% инвесторов. При этом количество удовлетворенных бизнес-климатом, даже несмотря на мешающую им бюрократию и коррупцию, выросло с 56% в 2007-м до 71% в 2012 году.

Конечно, влияние на эти позитивные оценки, что также следует из опроса, сыграло вступление России в ВТО и сохранение макроэкономической стабильности (особенно на фоне кризиса в еврозоне).

Однако ключевым результатом опроса можно считать рост с 47% в 2007 году до 72% в 2012-м количества тех, кто считает, что для улучшения инвестклимата власти предпринимают правильные шаги в своей экономической политике и совершенствовании законодательства. 

Отметим, что сами инвесторы помогают этим шагам с 1994 года. Крупные компании — участники созданного тогда Консультативного совета по иностранным инвестициям при правительстве России (КСИИ) получили возможность работать с представителями ведомств по совершенствованию законов, нормативных актов и даже ведомственных инструкций. Два раза в год они могли публично пожаловаться премьер-министру на проблемы ведения бизнеса в России и представлять правительству свои рекомендации. Однако к 2007 году, как следует из опроса, меньше половины инвесторов считали, что удалось заставить власти продвинуться в правильном направлении.

Разыграли «дорожные карты»

По различным оценкам основной прорыв произошел буквально за последний год-два. Не без усилий РСПП Минэкономразвития наладило систему оценки воздействия на бизнес принимаемых и действующих законов и нормативных актов. Был создан Российский фонд прямых инвестиций, при президенте появился уполномоченный по делам предпринимателей, стали реализовывать проект инноцентра в Сколкове, началось обсуждение по созданию в Москве международного финансового центра. Наконец, президент Владимир Путин прямо в день инаугурации поставил задачу к 2018 году поднять Россию со 120-го на 20-е место в рейтинге Всемирного банка Doing Business.

Это означало необходимость добиваться самых разнообразных улучшений для инвесторов — и в системе защиты их прав, и в упрощении процедур регистрации предприятий, и в облегчении прохождения таможни, и в подключении объектов к коммунальным сетям. Курируемое президентом Агентство стратегических инициатив (АСИ) разрабатывает более двух десятков соответствующих «дорожных карт». Четыре из них уже подписаны премьером — по поддержке экспорта, повышению доступности энергетической инфраструктуры, совершенствованию таможенного администрирования и улучшению бизнес-климата в сфере строительства. Помимо этого, готовится система оценки, в том числе и самими предпринимателями, усилий губернаторов и министров по улучшению делового климата.

Обо всех этих шагах Дмитрий Медведев рассказывал членам КСИИ на том заседании, где и был представлен явно порадовавший премьера опрос.

Преференции и технологии

Пожалуй, впервые за все время существования КСИИ его члены так горячо одобряли предпринимаемые шаги по улучшению инвестклимата. Сопредседатель КСИИ глава совета директоров Ernst&Young Джеймс Терли даже заявил, что его «поражают» результаты работы по снижению административных барьеров. По его оценке, после реализации «дорожных карт» разрешительные барьеры сократятся на 94%. Эмоциональная оценка в первую очередь этих намерений понятна — в опросе в числе негативных факторов для инвестклимата «бюрократия и волокита» стоят на первом месте, даже выше коррупции.

Россия глазами иностранных инвесторов

Россия глазами иностранных инвесторов

 

А третьим негативным фактором названа «недостаточно развитая инфраструктура». Эти же факторы были названы в ответе на вопрос о том, по каким важным для инвестклимата показателям Россия отстает от других развивающихся рынков.

Даже в усилиях властей по улучшению инвестклимата члены КСИИ нашли немало пробелов и недоделок, включая «дорожные карты». Премьеру было представлено не менее двух десятков конкретных предложений по улучшению условий и снижению издержек инвесторов. Они касались и все тех же административных барьеров, и плохих дорог, и даже избыточных и неоднозначных требований к экологической безопасности упаковки и ее уничтожению. Например, согласно проведенному экспертами КСИИ анализу участники автотранспортного рынка России в целом платят в 1,5 раза больше налогов в сфере дорожных перевозок по сравнению с ЕС, при этом показатели физического износа дорожного покрытия в три раза выше.

Претензии касались и отсутствия достаточных стимулов для инвесторов — с тем, чтобы они переводили современные технологии в Россию. Например, инвесторы указывали на необходимость ввести пятилетние льготы по ввозным таможенным пошлинам для компонентов, необходимых для создания в России высокотехнологичных инновационных производств. Инвесторы просят и о «гарантиях предоставления заказов с согласованным минимальным объемом на различные высокотехнологические продукты». Или, например, компания Siemens жаловалась, что в партнерстве с «РусГидро» и ГК «Ростехнологии» не может запустить производство ветроэнергоустановок последнего поколения, поскольку правительство никак не примет решение об установлении специального тарифа, который сделает выработку ветровой энергии экономически выгодной. Снятие подобных препятствий необходимо и для реализации в России проектов по энергосбережению. При том, что потенциал в этой сфере огромен — проведенное Siemens и BASF исследование в одном только Екатеринбурге показало, что комплексное внедрение энергосберегающих технологий позволяет снизить энергозатраты практически в разы (от 44 до 79%).

Хорошая динамика и плохая бюрократия

Улучшение инвестиционной привлекательности России зафиксировал на минувшей неделе и другой опрос, проведенный Ernst&Young, в котором участвовало более ста иностранных фондов прямых инвестиций. За девять месяцев 2012 года так называемый индекс привлекательности (процент опрошенных иностранных инвесторов, считающих Россию одним из наиболее привлекательных мест для инвестирования) вырос с 11 до 19%. Согласно исследованию это связано не столько с динамикой цен на нефть, сколько с ростом потребительского спроса, вступлением в ВТО и очередным этапом приватизации. При этом 57% потенциальных инвесторов считают, что привлекательность России в среднесрочной перспективе повысится. 

Факт некоторого улучшения инвестклимата на минувшей неделе подтвердил и Всемирный банк. В рейтинге Doing Business Россия поднялась за год на восемь позиций (со 120-го места на 112-е). Поводом стал ряд улучшений в налогообложении, в процедурах регистрации предприятий, в «легкости ведения бизнеса, в процедурах банкротства, а также в обеспечении исполнения контрактов». Но есть и параметры, по которым прогресса нет или наблюдается ухудшение — по показателю удобства регистрации собственности, простоты подключения в электросетям, по параметрам «кредитование» и «защита инвесторов». Впрочем, глава МЭР Андрей Белоусов надеется, что уже в следующем году Россия сумеет войти в первую сотню рейтинга Doing Business по трем важным показателям — «получение разрешения на строительство», «международная торговля» и «подключение к электросетям».

В целом благоприятная динамика настроений иностранных инвесторов не отменяет, однако, того, что зарубежные партнеры практически единодушно указывают на традиционные российские беды как на главное препятствие в развитии бизнеса. Согласно опросу КСИИ, абсолютное большинство членов совета рекомендуют российским властям в дальнейшем сконцентрировать усилия в первую очередь на борьбе с бюрократией и коррупцией. Это волнует их куда больше, чем стабильность финансовых рынков или даже реформирование судебной системы для защиты прав интеллектуальной и частной собственности и прав акционеров.