Рубрика: Экономика

Гулять так гулять

Россияне в ожидании худшего много тратят и этим помогают экономике
17 июля 00:05Андрей СусаровАндрей Сусаров
Российские граждане почти смирились с неизбежностью кризиса, но страховаться от него не намерены, выяснили социологи. Такая особенность нашего менталитета, как ни парадоксально, поддерживает отечественную экономику, полагают эксперты.
 

Все больше россиян не верит, что Россию обойдет стороной очередная волна глобального кризиса. Согласно данным июньского опроса ВЦИОМ, 1600 человек в 46 регионах, 44% респондентов полагают, что ближайший год будет для страны плохим или скорее плохим. В марте пессимистов было 32%. Их доля расширилась в основном за счет тех, кто в прошлый раз затруднился с ответом: доля таковых снизилась с 24% сразу до 14%. Оптимистов тоже стало меньше, но незначительно: 42% вместо 45% в марте. При этом на вопрос «А вы лично обеспокоены вероятностью новой волны экономического кризиса?» утвердительно отвечают пока реже, чем в разгар потрясений в конце 2008 года — начале 2009 года. Тогда число «обеспокоенных» и «очень обеспокоенных» достигало 87%, сейчас их 58%.

Больше всего наступление кризиса беспокоит малообеспеченных россиян предпенсионного возраста. Пессимистов среди них более двух третей. Гораздо меньше переживают люди с высоким и средним уровнем доходов, молодежь и жители столиц. При этом предкризисные настроения не вызывают желания обезопасить себя от наступающих нелегких времен. Лишь 9% опрошенных хоть как-то начали готовиться к кризису. Эксперты видят в этом специфическую модель потребительского поведения россиян, сильно отличающуюся от манер населения развитых стран. «Наши граждане в ожидании кризиса начинают больше тратить, — обращает внимание директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании «ФБК» Игорь Николаев. — Масштабы розничной торговли во всех странах уже падают, а у нас заметно растут. Это как раз тот потребительский спрос, который поддерживает сейчас нашу промышленность. Как ни парадоксально, сейчас пессимизм россиян благотворно влияет на нашу экономику». Причину такого поведения аналитик видит в том, что для нас кризис связан с падением курса рубля и скачком цен. Попытки сохранить сбережения с помощью обменных операций бесполезны: при такой волатильности курсов больше потеряешь. «Значит, надо идти в магазины и тратить деньги на то, о чем давно мечтали. А это все означает стимулирование внутреннего спроса», — отмечает эксперт.

Вторую причину Игорь Николаев видит в менталитете россиян: неизвестно, что будет завтра, — гулять так гулять сегодня. А потом — переживем. Положительное воздействие российской модели поведения потребителей преходяще: рано или поздно население естественным путем придет к необходимости экономить. В пассивном поведении россиян директор Института социальной политики ВШЭ Сергей Смирнов винит правительство: «Населению непонятны действия власти в случае наступления кризиса. Будет ли индексироваться пенсия, как в 2008 году, или нет, как в 1998 году? Будут ли защищены сбережения в банках? Тормознет ли правительство в случае кризиса введение нового налога на недвижимость? Имеет ли смысл вкладываться в покупку автомобилей в связи с планами введения утилизационного сбора?» Правительству следовало бы разработать для населения документ, который устанавливал бы приоритеты власти и алгоритм действий на случай кризиса, давал гражданам сигналы рационального поведения. Тогда было бы легче гасить панические настроения, если они вознинут, уверен Смирнов.