В российских условиях уменьшение потока нефтедолларов компенсируется снижением оттока капитала
Данные о вывозе капитала, оглашенные в среду главным банком страны, стали сюрпризом для инвесторов. Деньги с разной степенью интенсивности убегали из России с начала кризиса. И если десятки вывезенных из России миллиардов долларов в 2008 и 2009 годах были вполне прогнозируемы, то продолжающийся в 2010 и 2011 годах отток вызывал все больше опасений у экспертов и чиновников. В 2011 году при высоких ценах на нефть показатель установил трехлетний рекорд — $80,5 млрд. Тенденция продолжилась и в 2012 году. За первый квартал страну покинуло еще почти $34 млрд. При этом ЦБ неоднократно обещал, что вот-вот начнется приток. Со второй половины 2011 года в бегстве капиталов стали винить политическую неопределенность. Ожидали разворота после президентских выборов, однако итоги первого квартала таких надежд не подтвердили. Тогда заговорили о том, что капиталы потекут обратно после объявления нового состава кабинета министров. На первый взгляд так и получилось.
Во втором квартале отток сократился в три раза. Частный сектор вывез всего $9,5 млрд. По итогам полугодия показатель составил $43 млрд. Это меньше, чем ранее называвшаяся в ЦБ оценка за пять месяцев — $46,5 млрд. Получается, что либо в июне был приток, либо регулятор понизил оценки оттока за последние месяцы.
Тем не менее официальный прогноз ЦБ на конец года — отток в $10,5 млрд — по-прежнему выглядит весьма оптимистичным. Эксперты считают, что тенденция к вывозу не переломлена. «Снижение оттока носит сезонный характер. В июне цены на нефть упали. Соответственно у компаний-экспортеров оказалось меньше валютной выручки и меньше возможностей оставлять ее за рубежом. Похожая ситуация наблюдалась в прошлом году», — объясняет главный экономист банка HSBC Александр Морозов. В 2011 году отток за второй квартал составлял $7,3 млрд.
«В июне цены на нефть упали. Соответственно у компаний-экспортеров оказалось меньше валютной выручки и меньше возможностей оставлять ее за рубежом»
Александр Морозов, HSBC
А вот влияние политики преувеличивать не стоит. «После выборов правительство объявило о том, что собирается улучшать инвестиционный климат, и градус нервозности бизнеса снизился. Но нет гарантий, что у предпринимателей не наступит разочарования», — говорит советник Института современного развития Никита Масленников. «Политика играет определенную роль, но курсы валют и внешняя конъюнктура намного важнее», — добавляет главный аналитик компании «МК-Аналитика» Олег Буклемишев. А конъюнктура в ближайшее время не сулит ничего хорошего. Кризис в Европе до сих пор не преодолен и, по многим прогнозам, разгорится с новой силой осенью.
Прогнозы по итогам года у экспертов разнятся. Главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева в целом настроена позитивно. По ее мнению, в конце 2011 и начале 2012 годов из-за опасений, связанных с политической ситуацией, из России «перевывезли» капитал. «Я из тех, кто ожидал притока средств в июне. Я считаю, что и в июле мы будем видеть возврат капитала», — говорит Цепляева. Но даже ее прогноз по итоговому вывозу средств намного мрачнее, чем у Центробанка, — $60 млрд. «На рынке останется неопределенность, и она не обойдет стороной Россию», — объясняет Цепляева.
«$60 млрд — это самый оптимистичный и «патриотический» прогноз, — соглашается Масленников. — Отток будет от $60 млрд и выше». Аналитики Citigroup говорят о $90 млрд оттока, главный экономист банка HSBC Александр Морозов прогнозирует $80–100 млрд вывезенных средств. «Первопричина оттока капиталов состоит в том, что российский бизнес видит мало возможностей вкладывать деньги в развитие. Чтобы приток был устойчив, нужно коренное изменение условий ведения бизнеса в стране», — резюмирует Морозов.
- Контекст



