Россия занимает промежуточное место между странами, которые кризис обойдет стороной, и теми, на которые придется его основной удар
Китай оказался лидером в группе стран, которые, по мнению опрошенных «МН» экспертов, менее всего пострадают от новой волны кризиса – поэтому тем, у кого есть сбережения, лучше хранить их в юанях. Россия подготовлена к этому кризису лучше, чем в 2008 году, однако сохраняющаяся зависимость российской экономики от цен на нефть создает серьезные риски. В целом же от кризиса наименее пострадают страны с низким уровнем внешнего долга, развивающиеся страны, а также страны с плавающим валютным курсом.
Обвальное падение мировых фондовых бирж, рост госдолга США, риски распада еврозоны, снижение нефтяных цен – все свидетельствует о глобальных проблемах мировой экономики, затрагивающих так или иначе все страны и континенты. Тем не менее есть страны, которые от кризиса если не выиграют, то, во всяком случае, пострадают гораздо меньше.
Китай. «Как показал предыдущий кризис 2008-2009 годов, были страны, которые оказались больше защищены от кризисных явлений, тот же Китай – он практически «не чихнул», — говорит декан экономического факультета НИУ ВШЭ Олег Замулин. По его словам, в Китае действует иная модель экономического роста, нежели в европейских странах. «Эта модель основана на экспорте, хотя, казалось бы, куда экспортировать, когда в других странах кризис, тем не менее дешевые китайские товары оказались востребованы, а китайская финансовая система, хотя у нее свои проблемы есть, но тем не менее она не интегрирована в мировую систему настолько, чтобы пострадать от того кризиса», — считает Замулин.
Именно в китайских юанях экономисты рекомендуют сейчас хранить сбережения, когда ни евро, ни доллар нельзя назвать стабильными. «Регулирование валютного курса в Китае таково, что оно делает его завышенным. Юань может в ближайшие годы только расти. Риски есть везде, но таких серьезных рисков, как в других странах, нет», — полагает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.
Чили, Бразилия. По оценке Всемирного банка, Чили вместе с Бразилией входит в число стран, которые перенесут новую фазу кризиса с наименьшими потерями. Рейтинговое агентство Standard&Poors присвоило Чили рейтинг А+, это достаточно высоко для Латинской Америки, страна отличается наименьшими экономическими рисками в этой части света и привлекает инвесторов низким импортным тарифом в 6%.
Германия, Швеция и Финляндия. Эти три страны меньше других в Европе пострадают от европейского кризиса — у них сбалансированный бюджет и низкий уровень долга, отмечает Сергей Гуриев. Вообще через кризис лучше пройдут те страны, у которых уровень долга наименьший. В этом плане Россия выглядит очень привлекательно – ее госдолг составляет всего 10% ВВП. Для сравнения: госдолг Греции — 162% ВВП, Испании — 145%.
Саудовская Аравия. «Саудовская Аравия и другие богатые страны Персидского залива менее других пострадают от кризиса, – считает руководитель управления макроэкономического анализа «ВТБ Капитал» Алексей Моисеев, – себестоимость нефти там достаточно низка».
Корея. Темпы роста корейской экономики продолжают оставаться стабильными, хотя из-за глобальных проблем они замедлились. В 2013 году аналитики ОЭСР ожидают, что темпы роста ВВП Южной Кореи увеличатся до 4,3% (прогноз на 2012 год — 3,8%).
Россия занимает промежуточное место между странами, которые кризис обойдет стороной, и теми, на которые придется его основной удар. «В первую очередь пострадает Европа, затем пострадает Россия, потому что мы продаем нефть, которая сейчас дешевеет и в случае кризиса подешевеет еще сильнее», — считает Замулин. Россия учла уроки кризиса 2008 года и действительно готова пережить новый период финансовой турбулентности. «Тогда кризис ударил по долгу и по фиксированному курсу, сейчас обе эти проблемы отсутствуют. Очевидно, что плавающий валютный курс, который имеет место сейчас, не способствует наращиванию внешнего долга», — полагает Моисеев.
Кризис всерьез затронет и постсоветские страны, в частности Казахстан, куда из-за низких налогов перевели свой бизнес многие российские предприниматели. «У Казахстана странным образом был дефицит текущего счета даже при нефтяных ценах больше 100 долл. за баррель, — указывает Моисеев. — У них фиксированный курс валюты и высокий уровень импорта, который даже при высоких ценах на нефть приводил к дефициту текущего счета.
Уровень проблем настолько большой, что речь идет о катастрофических рисках дефолтов, отмечает Гуриев. «Как у любой нефтяной страны, у Казахстана серьезные риски. С одной стороны, у Казахстана большой резервный фонд и разумное правительство, поэтому это не та страна, которая больше всех пострадает от кризиса», — считает ректор РЭШ.
В целом от кризиса меньше пострадают те страны, у которых низкий размер внутреннего и внешнего долга. «Это страны, у кого меньше внешний долг или активы больше пассивов, ибо может быть высокий номинальный долг, но при этом большое количество иностранных активов тоже, у которых плавающий валютный курс – в этом случае экономика отрегулирует себя сама, страны, у которых отсутствует дефицит бюджета или он минимален», — так характеризует эти страны Алексей Моисеев. Кризис лучше перенесут развивающиеся страны: нынешний кризис — это кризис развитых стран, считает Замулин.




