Путин хочет, чтобы новое правительство было так же близко к народу
Не допустили шока, как в 1998 году, — так сформулировал главный результат работы своего правительства уходящий премьер и без пяти минут президент Владимир Путин. Несмотря на кризис 2008 года, государство выполнило свои обязательства перед гражданами и даже увеличило социальные расходы. Из других достижений Путин отметил создание Таможенного союза, совсем не упомянув про ВТО. Новому кабинету был дан совет сохранять преемственность курса.
На последнем в нынешнем составе заседании члены правительства расчищали «хвосты». В повестке было сразу несколько важных вопросов — от основных направлений налоговой политики на очередную бюджетную трехлетку до закона о федеральной контрактной системе, из-за которого Минэкономразвития и ФАС спорили больше года.
Но главным стало вступительное, оно же прощальное слово Путина. Он поблагодарил своих подчиненных за совместную работу и дал понять, что ценит их деловые качества. «Я знаю и видел, как работает каждый из вас, как работают те люди, которые несут прямую, личную, персональную ответственность за состояние дел в отраслях экономики и в социальной сфере», — заверил Путин. Замечание успокаивающее, учитывая, что будущий премьер Дмитрий Медведев пообещал радикальное обновление правительства и не все министры найдут себя в новой структуре кабинета.
Подводя итоги четырех лет работы, Путин, казалось, не забывал о прошедшем накануне празднике труда. Он сосредоточился на социальной политике. Прежде всего, правительству удалось победить кризис 2008 года. В трудный момент ключевые отрасли — от автопрома до банковской системы — получили господдержку. При этом удалось не допустить заметного падения уровня жизни граждан, «повторения шока 1998 года». Некоторые социальные программы были даже расширены, правительство, например, не отказалось от задуманного еще до кризиса значительного повышения пенсий. Губернаторы получили отдельную благодарность за то, что вместе с правительством сохранили стабильность на рынке труда. «Такого обвала, какой мы наблюдаем сегодня в некоторых странах, слава богу, в России не произошло», — намекнул Путин на проблемы еврозоны.
Но борьба с кризисом, по словам премьера, не отвлекла кабинет от «долгосрочных планов». И здесь основной успех — создание Таможенного союза и развитие Единого экономического пространства. Путин не пожалел ярких красок: «Это крупнейшее геополитическое событие на постсоветском пространстве после крушения Советского Союза, это безусловный наш общий успех с Казахстаном и Белоруссией». О вступлении в ВТО, состоявшемся в декабре 2011 года после 18 лет переговоров, премьер не упомянул.
Закончил премьер напутствием новому правительству. Курс на поддержание социальной стабильности должен быть сохранен. «Никогда нельзя забывать о нуждах рядового гражданина», — посоветовал Путин коллеге по тандему.
Эксперты в целом согласны с самооценкой итогов работы Путина на посту главы правительства, но указывают, что стабильность — это еще не все. «Россия успешнее, чем другие развитые страны, прошла кризис 2008 года, в этом нам помогли нефтяные резервы», — напоминает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. То, что Путин обошел тему ВТО, по мнению Ясина, скорее всего не случайно — не хотел раздражать противников вступления России. «Таможенный союз часто представляют как противовес ВТО, но это не так. Союз — это попытка восстановить те хозяйственные связи, которые были на территории бывшего СССР», — объясняет Ясин. Однако, считает экономист, постсоветское пространство не является альтернативой другим направлениям интеграции «хотя бы потому, что бывшие советские республики привыкли больше брать, чем отдавать России».
«Социальная стабильность в обществе бывает хорошая и плохая, — считает директор Института гуманитарного развития мегаполиса Татьяна Малева. — У нас общество действительно стабильное, но стабильно бедное. Прорывов никаких нет, и в правительстве это понимают». Социальная политика сейчас противоречива, считает эксперт. С одной стороны, правительство говорит о борьбе с бедностью за счет увеличения среднего класса, с другой — применяет риторику прошлого века, выраженную в присказке «лишь бы не было войны», то есть «лишь бы не стало хуже».



