Рубрика: Экономика

Пенсия не для молодых

Чиновники думают, как заставить бюджетников дольше работать
Чиновники признают, что учителя получают досрочную пенсию вместо нормальной зарплаты

Чиновники признают, что учителя получают досрочную пенсию вместо нормальной зарплаты

Новая формула расчета пенсии затронет только молодое поколение. Для тех, кто уже получает пенсию или готовится выйти на нее в ближайшие 20–25 лет, принципиальных изменений в рамках готовящейся пенсионной реформы не будет. Зато некоторым бюджетникам, например, учителям и врачам, могут быть повышены зарплаты в обмен на их работу до базового возраста в 55–60 лет.
 

Новая формула расчета пенсии затронет только молодое поколение. Для тех, кто уже получает пенсию или готовится выйти на нее в ближайшие 20–25 лет, принципиальных изменений в рамках готовящейся пенсионной реформы не будет. Зато некоторым бюджетникам, например, учителям и врачам, могут быть повышены зарплаты в обмен на их работу до базового возраста в 55–60 лет.

Обсуждаемые сценарии новой пенсионной реформы не затронут нынешних пенсионеров, а также тех работников, которым осталось до пенсии 20–25 лет. Об этом в понедельник заявил сначала первый вице-премьер Игорь Шувалов, а позднее подтвердил на пресс-конференции замглавы Минздравсоцразвития Юрий Воронин.

В социальном ведомстве убеждены, что не следует заставлять россиян работать до 63 лет, как предлагают авторы «Стратегии-2020» и Минфин. Решить за счет увеличения пенсионного возраста проблему дефицита Пенсионного фонда все равно не удастся, убежден Воронин. Причиной нехватки доходов Пенсионного фонда (ПФР) является не низкий пенсионный возраст, а снижение ставки страховых взносов с 2012 года, наличие большого количества льгот для отдельных категорий плательщиков, отвлечение части взносов на формирование пенсионных накоплений, которые не участвуют в исполнении текущих обязательств. Важнейшая проблема — досрочные пенсии. Они не обеспечены взносами работодателя, и государству приходится платить их из бюджета. Все эти факторы приводят к выпадению доходов ПФР в объеме 2,4% ВВП.

Перед обсуждаемой реформой не ставится задача преодоления дефицитности пенсионной системы, заверил Воронин. Его поддержал глава комитета Госдумы по труду Андрей Исаев. «Алексей Кудрин, который отстаивал другой подход: пусть все умрет, но бюджет будет бездефицитным, больше не занимает пост министра финансов», — едко заметил парламентарий.

Но стимулировать к более позднему выходу на пенсию россиян все равно будут. Для этого предполагается увеличить разницу между размерами пенсии, которую работник сможет получать при выходе на заслуженный отдых в 55–60 лет, и в более поздние годы. «Мы будем настраивать систему таким образом, чтобы эта разница измерялась не десятками рублей, а была существенной — 3–5% или даже 10% прибавки за каждый год», — пояснил Воронин. Окончательные расчеты на этот счет могут быть представлены не ранее октября.

Работодатели в будущем станут охотнее оставлять и нанимать работников старших возрастов, отмечает Владимир Назаров из Института Гайдара, ведь рабочая сила будет в дефиците. Но увеличение прибавки за поздний выход на пенсию принесет экономию бюджету только в первые годы, когда все большее число пожилых людей захотят продолжить трудиться после 55–60 лет. В долгосрочной же перспективе — примерно через 15 лет — эта мера даст убыток, предупреждает Назаров. Пенсионеры начнут получать заработанные высокие пенсии.

В Минздраве обсуждают и реформирование института досрочных пенсий. В первую очередь это может распространиться на врачей и учителей, рассказал Воронин «МН». Их более ранний выход на пенсию — своего рода социальная льгота. Есть предложения, чтобы они заканчивали трудовую деятельность наравне со всеми, что компенсировалось бы повышением заработной платы. «Готового решения пока нет», — признался Воронин.

В рамках государственной пенсионной системы основная забота государства будет о тех гражданах, которые более уязвимы, предупредил председатель ПФР Антон Дроздов. Он признал, что коэффициент замещения утраченного работником заработка постепенно снижается. Причина в том, что у нас слишком низкие зарплаты.

У 70% граждан она ниже средней и лишь у 20% — больше 512 тыс. руб. в год. При этом доля скрытых зарплат, сослался Воронин на данные Росстата, у нас постепенно растет вне зависимости от снижения или повышения ставки страховых взносов. Кстати, по мнению Дроздова, постепенный уход зарплат в тень связан с ростом зарплат в бюджетном секторе: чтобы соответствовать новой ситуации на рынке, остальные работодатели тоже вынуждены повышать зарплаты своим работникам, но предпочитают делать это в конвертах.

Высокооплачиваемым россиянам предлагается позаботиться о своем финансовом благополучии в старости самостоятельно. Для этого должны быть усилены добровольные системы дополнительного пенсионного страхования как с участием государства, так и на коммерческой основе.