Оба проекта оказались в повестке Госдумы, несмотря на отрицательный отзыв правительства, — на их рассмотрении настоял профильный комитет, возглавляемый коммунистом Сергеем Гавриловым. На принятие законов авторы не надеются.
Цели приватизации, заявленные в 90-е годы — создание широкого слоя собственников, повышение эффективности экономики, наполнение бюджета за счет продажи имущества и уход от уравниловки, — достигнуты не были, считают депутаты из КПРФ. «Две «Волги» на ваучер так и остались виртуальной мечтой большинства доверчивых граждан. Обогатившаяся на приватизации криминальная «братва» скупила у ограбленного народа оставшиеся акции и таким образом оставила 92% граждан «у разбитого корыта», — не сдерживают эмоций авторы в пояснительной записке к законопроекту «Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации».
Как понятно из названия законопроекта депутаты предлагают вернуть приватизированное имущество обратно государству. При этом нынешнему собственнику возместят потраченные на покупку деньги и средства, вложенные в модернизацию. Оценивать стоимость предприятий будут по той же методике, что и в момент приватизации.
Законопроект, подготовленный Сергеем Мироновым и компанией, менее радикален. Он предлагает отчуждать в пользу государства только те предприятия, чьи собственники неэффективны. Подобные механизмы есть во многих развитых странах — Италии, Нидерландах, Польше, Германии объясняют справедливороссы. А во время кризиса 2008–2009 годов во многих государствах они даже активно применялись. Так, в США произошла частичная национализация автоконцерна General Motors, ипотечных компаний Fannie Mae и Freddie Mac. Россия же в кризис, наоборот, финансировала частные предприятия.
Чтобы этого не повторялось, эсеры предлагают отбирать у социально неэффективных собственников крупные (от 1000 работников) и стратегически важные производства. Размер возмещения будет устанавливать арбитражный суд. Туда же сможет обратиться экс-владелец, если будет не согласен с суммой или условиями изъятия. Выдвигать инициативу о национализации конкретного предприятия сможет широкий круг заинтересованных лиц: депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, местные заксобрания, отраслевые министерства, губернаторы, главы администраций и профсоюзы. Предложение рассмотрит правительство и в течение 30 дней решит — есть ли объективные основания для принятия решения об изъятии. Такой механизм может работать еще и предупреждением нерадивым собственникам. Если владелец попавшего под национализацию предприятия отправит в правительство антикризисный план, то оно может на 30 дней отложить свое решение.
«Принятие законопроекта будет способствовать повышению ответственности российского бизнеса перед обществом, защитит права работников предприятий», — заключают авторы законопроекта. Впрочем, правительство от открывающихся перспектив решило отказаться. На оба законопроекта пришли отрицательные отзывы от Вячеслава Володина, подписавшего их еще как вице-премьер и глава аппарата правительства. «Принятие законопроекта отрицательно скажется на привлечении инвестиций в российскую экономику», — охарактеризовали инициативу эсеров в Белом доме. Не поддержали идею и в Минэкономразвития. «Существенные опасения вызывает и то, что законопроекты содержат пробелы, не позволяющие избежать мошеннических схем и злоупотреблений», — заявлял директор департамента имущественных отношений ведомства Алексей Уваров. Само правительство еще в 2003 году вносило в Думу проект закона о национализации, считалось, что такой механизм в законодательстве должен быть. Но в течение двух лет закон так и не был принят, а потом его сняли с рассмотрения.
В нынешней Думе оппозиция взяла под контроль ряд комитетов, в том числе и комитет по собственности, возглавляемый депутатом от КПРФ Сергеем Гавриловым. Комитет и рекомендовал принять оба законопроекта в первом чтении. Впрочем, авторы законопроектов сомневаются, что депутаты прислушаются к этой рекомендации. «Единая Россия» и ЛДПР за наш законопроект голосовать не будут. Так что я не думаю, что закон пройдет», — говорит депутат Госдумы от «Справедливой России» Оксана Дмитриева. Получить комментарий представителей фракции «Единая Россия» в Госдуме не удалось.
- Контекст



