Минобороны согласно «оплачивать» промышленникам рентабельность до 35%, если они будут тратить эти деньги на новое оборудование для производства. Об этом вчера в Северодвинске заявил председатель правительства Владимир Путин.
В ходе рабочей поездки в Архангельскую область Путин посетил завод «Севмаш» и осмотрел его детище — атомный подводный крейсер «Александр Невский» (проект 955 «Борей»), который недавно впервые выходил в море на ходовые заводские испытания. До этого премьер-министр провел заседание по «морской» части гособоронзаказа, где в его присутствии были подписаны контракты более чем на 280 млрд рублей.
Это лишь первые капли в море финансирования, которое вот-вот прольется на флот: премьер напомнил, что в Государственной программе вооружения на 2011–2020 годы на комплексное переоснащение ВМФ заложено около 4,7 трлн руб., причем треть этих средств будет выделена в ближайшие пять лет.
Чтобы выполнить, по словам Путина, «беспрецедентную» программу перевооружения, судостроителям придется срочно модернизироваться. Он заметил, что сейчас Минобороны закладывает в контракты рентабельность в размере 20%, чего, по его мнению, вполне хватает на обновление производства. «Более того, заказчик — Минобороны согласно обозначить рентабельность и больше — 30%, даже, возможно, 35%, но только в том случае, если будет ясно и четко понятно, что эти средства пойдут на модернизацию предприятий», — заявил премьер. Впрочем, то, что деньги действительно пошли в дело, нужно будет дополнительно доказать, сразу предостерег Путин.
Именно из-за обсуждения цен военное ведомство долго не подписывало контракты на субмарины с Объединенной судостроительной корпорацией, что вызвало недовольство и президента, и премьера. По новым правилам исполнитель должен представить заказчику вооружения полный расклад по ценообразованию. Теперь рентабельность производства стала одним из основных камней преткновения между военными и промышленниками.
«Минобороны отступило от своей железобетонной позиции, и это «люфт» в сторону промышленности», — уверен Игорь Коротченко, член общественного совета Минобороны, главред журнала «Национальная оборона». Но зато в будущем такого мучительного соглашения цен уже не будет, продолжает он.
Рентабельность в 35% — абсолютно адекватное требование для тех, кому надо обновлять производство, согласен Константин Макиенко, замдиректора Центра анализа стратегий и технологий. Особенно это касается соисполнителей заказа, которые делают отдельные приборы и оборудование: ведь заказ может встать, «потому что в кузнице не было гвоздя». Так, например, были утеряны мощности по производству стекла для фонарей для самолетов Як-130, чьи поставки в рамках госзаказа-2011 были сорваны, приводит пример Макиенко.
В любом случае исполнять завет главы правительства и следить за тем, чтобы «скидка на рентабельность» действительно шла на модернизацию военных производств, придется уже его наиболее вероятному преемнику — нынешнему президенту Дмитрию Медведеву. Контроль за «чистотой» оборонного госзаказа — для него еще и личное «дело чести»: ведь именно за несогласие с большими тратами на оборонку со скандалом в сентябре этого года вынужден был уйти из правительства глава Минфина Алексей Кудрин. Задача у будущего главы кабинета непростая: в системе гособоронзаказа расхищается практически каждый пятый рубль, в середине года заявлял главный военный прокурор Сергей Фридинский.
Минобороны согласно «оплачивать» промышленникам рентабельность до 35%, если они будут тратить эти деньги на новое оборудование для производства. Об этом вчера в Северодвинске заявил председатель правительства Владимир Путин.



