Третий энергопакет Евросоюза, принятый осенью 2009 года и ставший одним из предметов острого недовольства со стороны Москвы, формально не накладывает каких-либо явных ограничений на поставки российского газа в Европу. Вопросы конкретных объемов поставок тех или иных энергоресурсов в страны — члены ЕС по-прежнему находятся в их национальной юрисдикции. Вместе с тем он создает проблемы для продолжения совладения структурами «Газпрома» объектами газовой инфраструктуры на территории ЕС и нормального функционирования системы долгосрочных контрактов на газовом рынке.
В отношении имеющихся и перспективных долгосрочных контрактов на поставку газа в страны ЕС в документах третьего энергетического пакета, с одной стороны, декларируется полное уважение к ним и подчеркивается их важность для обеспечения газоснабжения Евросоюза. В то же время к этим контрактам выдвигаются общие рамочные требования неясного содержания, а также утверждается, что они должны быть адаптированы под положения новой директивы.
Документы, разрабатываемые в настоящее время ЕС в развитие третьего энергопакета, содержат задачу максимально развивать спотовые рынки газа и даже — в некоторых своих вариантах — принудить поставщиков по долгосрочным контрактам поставлять весь газ на формируемые в ЕС торговые площадки (хабы), а не в предусмотренные контрактами пункты поставок. Уже это приведет к необходимости пересмотра договоров. При этом пока структура самих хабов, правила торговли в них, взаимодействие торговли и механизмов работы операторов газотранспортных систем по поставке проторгованных объемов потребителям, взаимодействие различных операторов при организации сквозных поставок газа через несколько зон не определены. Да и структура этих зон также пока неясна.
Именно неопределенность правил игры и их реального применения являются главной скрытой угрозой для российских интересов в газовой сфере и стабильности европейского рынка.
Насколько потенциально опасным может быть принятие непродуманных решений в построении новых отношений на рынке газа ЕС, можно проиллюстрировать одним примером. Энергопакет утверждает, что вся система газоснабжения ЕС будет разделена на территориальные зоны, в каждой их которых будет действовать система «вход-выход». По-видимому, в некоторых крупных зонах останется несколько операторов газотранспортных систем, которые должны будут наладить взаимодействие между собой, и будет организовано интегральное их представительство на уровне зоны в целом. Пока считается, что предоставление мощностей на входах и выходах в зоны будет происходить независимо друг от друга, и неясно, как будет организована взаимная увязка между зонами. Тарифы на транспортировку тоже будут в каждой зоне состоять из двух независимых компонентов — тарифа за вход газа в зону и тарифа за выход из нее. Разработчики считают, что таким образом они преодолевают негативные стороны более традиционной системы, при которой оплата происходила за прокачку газа по конкретным газопроводам. Но как это будет работать на деле, каков будет экономический эффект для всех участников рынка от поставщиков до конечных потребителей, не знает никто.
В то же время при принятой концепции независимого предоставления мощностей на входе и выходе во избежание рисков невыполнения заявок на транспортировку организаторы торгов за распределение мощностей будут вынуждены занижать свободные транспортные мощности, которые они будут предъявлять рынку. Уже это может привести к самым разрушительным последствиям для стабильности газоснабжения. Если ничего не менять в предложениях разработчиков и постараться снизить такие последствия, то придется осуществлять огромные (и экономически неоправданные) инвестиции.
И это только одна иллюстрация того, насколько противоречива, недостаточно продуманна и потенциально может оказаться опасной (даже вопреки намерениям разработчиков) конструкция, которая сейчас складывается на европейском рынке газа.
Надо отметить, что включение положений третьего пакета в национальные законодательства стран-членов пока не произошло. Сейчас комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер полагает, что полная имплементация и создание единого газового рынка произойдет только к концу 2014 года.
А пока в развитие третьего энергопакета в ЕС готовится и принимается целый ряд рамочных документов, касающихся деталей организации рынка газа (прежде всего «Модель рынка газа ЕС») и внешней политики в энергетике, что особенно затрагивает российские интересы.
Согласно этим материалам, Брюссель настаивает на необходимости скоординированной политики стран-членов в области обеспечения энергобезопасности. В понимании Еврокомиссии энергобезопасность означает, в частности, снижение зависимости стран Центральной и Восточной Европы от доминирующего поставщика — России. Для этого предлагается, чтобы новые межправительственные договоры и соглашения о закупках находились под наблюдением Европейской комиссии.
В целом отметим, что третий энергопакет во многом разрушает традиционную систему работы на газовом рынке ЕС. Представители Еврокомиссии часто заявляют, что новые правила создадут более перспективные возможности для работы поставщиков газа, в т.ч. внешних, на рынках Европы, включая прямой доступ к мелкооптовым покупателям и непосредственно к потребителям газа. Пока эти возможности трудно обсуждать, а тем более ориентироваться на них при принятии серьезных инвестиционных решений, поскольку слишком многое как в практических аспектах запланированных преобразований, так и в механизмах их реализации неясно. Более того, как мы понимаем в ходе диалога с европейскими партнерами, во многих случаях неясности сохраняются и для разработчиков этих решений в ЕС.
Сейчас действует механизм консультаций между российскими экспертами и энергорегуляторами стран Евросоюза по вопросам применения третьего пакета, который призван выявить проблемы и риски реализации его положений и дать предложения по их снижению.
Неопределенный энергопакет
Все материалы сюжета
Энергия Европы
Новые правила игры на газовом рынке Европы пока не установлены
Наверх