20413
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22747
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12057
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3805
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8088
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6704
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4036
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2974
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12040
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9498
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7483
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7915
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5291
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4049
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3143
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3069
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4016
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2861
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2879
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4381
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3814
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2683
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2307
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4357
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4340
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2860
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2921
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3349
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3123
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2969
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3171
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5571
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4064
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3703
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3128
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
00:05 03/12/2013 Иван Гордеев 0 139

Решения повисли в воздухе

Все материалы сюжета Приложение «Экономика и бизнес»

Снижение цен на авиабилеты зависит от скорости работы министерств

Игорь Зарембо

Если на зарубежных маршрутах российских авиакомпаний стоимость билетов сопоставима с ценами заграничных перевозчиков, то внутренние российские перевозки (зависящие уже от отечественной инфраструктуры) зачастую оказываются дороже перевозок в Европе или США.

Несколько дней назад Минтранс представил премьеру Дмитрию Медведеву планы по снижению издержек авиакомпаний, определяемых наземными факторами. Некоторые из таких мер уже обсуждались в октябре на заседании Общественного совета Росавиации. Ход этих обсуждений показывает, что решения принимаются очень медленно. А нарастание издержек авиакомпаний может в итоге отражаться в том числе и на безопасности полетов.

В плену чужих затрат

Основные внешние издержки авиакомпаний — расходы на топливо и на обслуживание в аэропортах. По последним данным Росавиации, в структуре себестоимости перевозок внешние затраты (то есть не зависящие от работы самой компании) составляют более 50%. Затраты на авиатопливо — порядка 30%, на аэропортовое обслуживание — 16,5% (на местных линиях доходят до 23%), аэронавигационное обслуживание — 4,6%, аренду и лизинг авиатехники — 9%. Остальные затраты авиакомпаний — «свои». В том числе на оплату труда пилотов, техобслуживание самолетов. Из этих данных следует, что в случае роста внешних затрат авиакомпании либо должны поднимать цены на авиабилеты, либо сокращать свои внутренние расходы. Но резервов для этого особо нет, утверждают эксперты. Техобслуживание, ремонт и пилоты — это вопрос безопасности.

Минтранс все никак не может доработать и внести в Госдуму законопроекты, необходимые для создания в России лоукостеров

При этом топливные и аэропортовые издержки в большей степени отражаются на авиакомпаниях, которые летают на региональных и местных линиях (25% от всех авиаперевозок) с низким пассажиропотоком, чем на тех компаниях, которые обслуживают магистральные линии. Как объяснял еще весной министр транспорта Максим Соколов, у местных компаний к тому же старые самолеты и вертолеты — все они потребляют больше топлива. В итоге из-за всех этих издержек на местных и региональных авиалиниях стоимость пассажирокилометра получается выше в несколько раз, чем на внутренних магистральных (см. график), а тем более международных (в заграничных аэропортах обслуживание дешевле, и с международных рейсов не взимается НДС).

Что отражается на цене билетов. И здесь авиаперевозчики попадают в порочный круг. Дорогие билеты способны снизить привлекательность авиаперевозок, а значит, и количество пассажиров во многих регионах, а низкая загрузка самолетов еще больше повышает издержки компаний.

Чтобы разорвать этот замкнутый круг, власти уже несколько лет применяют в ряде регионов простой, но весьма затратный для государства метод — субсидирование авиаперевозок. Однако трудно признать это эффективным и долговременным решением. Так или иначе встает вопрос, который уже не первый год поднимают авиакомпании: государство должно позаботиться о снижении затрат на авиатопливо и обслуживание в аэропортах. Причем не только через регулирование тарифов, а прежде всего за счет развития конкуренции среди поставщиков.

Утонули в керосине

По данным Росавиации, цены на авиатопливо с 2004 по 2012 год выросли даже не на десятки, а на сотни процентов. Авиакеросин подорожал за это время с 13 330 руб. за тонну до 34 804 руб. (в 2,6 раза). Авиабензин подорожал с 28 тыс. руб. за тонну до 92 850 руб. (в 3,3 раза).

В прошлом году Федеральная служба по тарифам наконец приняла решение по снижению тарифа на заправку самолетов (в среднем оно составило 11,6%) и тарифа на хранение авиационного топлива (на 8,5%). А Минтранс занялся развитием биржевой торговли авиакеросином. Как сообщил на заседании президиума правительства глава Минтранса Максим Соколов, в первом полугодии 2013 года продажа авиакеросина через биржу увеличилась на 25%, и теперь там продается пятая часть всего производимого в стране керосина. В итоге, доложил министр, «все участники рынка отмечают стабилизацию роста цен на авиационный керосин в этом году». «Если в прошлом году цена выросла более чем на 9%, то за 10 месяцев 2013 года рост составил всего лишь 2,5%, что ниже, чем инфляция», — сообщил он.

Нарастание наземных издержек авиакомпаний может в итоге отражаться в том числе и на безопасности полетов

Однако с налаживанием конкуренции между заправочными компаниями в аэропортах дела явно обстоят хуже. «Если я правильно понимаю, у нас по пальцам можно пересчитать аэропорты, где несколько поставщиков топлива?» — задал министру прямой вопрос премьер. Тот сообщил, что согласно планам каждый аэропорт с пассажиропотоком более 1 млн человек в год (таких в стране 21) должен иметь два заправочных комплекса. А четыре аэропорта с пассажиропотоком в 5 млн — по три заправщика. «Мы это контролируем, и там это развивается. Ну, скажем так, не во всех на данный момент есть два топливно-заправочных комплекса» — туманно объяснил министр. Ранее из обсуждения на заседании Общественного совета при Росавиации можно было понять, что уже вроде как в восьми аэропортах с годовым объемом обслуживания более 2 млн пассажиров есть конкурирующие топливозаправщики. Но участники Общественного совета высказали мнение, что пока и наличие двух альтернативных заправщиков в этих аэропортах не сильно повлияло на снижение цен.

О причинах этого можно гадать. Один из экспертов ресурса Aviation Explorer, замгендиректора по авиационному страхованию ОАО «АльфаСтрахование» Илья Кабачник, на недавнем международном авиационном форуме заявил: «У поставщиков топлива с прибылью все в порядке. Но авиакомпании сами с этой проблемой не справятся. Остается рассчитывать на помощь государства. Но поскольку понять, где у нас кончаются нефтяные компании, а где начинается государство, весьма проблематично, то рассчитывать особо не на что».

Резервы себестоимости

Снижение стоимости аэропортового обслуживания — еще более сложная задача. «Сектор, который сегодня слабо открыт для конкуренции, почти закрыт, можно считать, — это наземное обслуживание в аэропортах. Важно, чтобы появлялись альтернативные операторы, занимались обработкой багажа, организацией бортового питания, обслуживанием бизнес-авиации», — заявил на заседании президиума правительства Дмитрий Медведев.

Решения повисли в воздухе Инжект

Министр Соколов в ответ подтвердил, что пока в более чем 43% аэропортов федерального значения весь комплекс аэропортовых услуг выполняется только главным оператором аэропорта. Судя по всему, раньше было еще хуже — министр объяснил, что Минтранс и ФАС налаживают конкуренцию в аэропортовом хозяйстве с 2009 года и «в отдельных сегментах количество компаний по наземному обслуживанию — уже от 2 до 7». Например, в инженерно-авиационном обеспечении, техническом обслуживании, клининге, экипировке воздушных судов, услугах по обеспечению бортовым питанием, обработке багажа, грузов, почты.

Еще раньше замглавы Росавиации Константин Махов объяснял, что затраты, связанные с аэропортовым обеспечением, уже два года как «остаются стабильными». К тому же по таким видам обслуживания, как взлет–посадка, обеспечение авиационной безопасности, пользование аэровокзалом, обслуживание пассажиров, тарифы регулируются ФСТ.

Тем не менее авиакомпании все равно отмечают рост затрат — замглавы Минтранса Валерий Окулов недавно приводил пример: тарифы по уборке воздушного судна, подгонке трапа, другим услугам в аэропорту Сочи за три года выросли на 190–600%. Эксперты указывают на резервы для повышения эффективности работы аэропортов и снижение издержек. Илья Кабачник обращает внимание на то, что во ФГУПе по организации воздушного движения работает больше 26 тыс. человек, а в аналогичной канадской структуре — чуть больше 5 тыс. При этом пропускная способность московских аэропортов (количество взлетов–посадок), по его словам, почти в два раза ниже, чем у передовых аэропортов мира с той же конфигурацией взлетной полосы.

В 20 раз выше цена билетов на некоторых российских региональных и местных авиалиниях, чем в США и Канаде 

Неожиданные финансовые резервы в аэропортовом хозяйстве нашел Росфинмониторинг. Глава ведомства Юрий Чиханчин недавно доложил президенту Путину о том, что некоторые частные аэропорты не то что неэффективно работают, но и просто позволяют себе финансовые вольности: «Собственники злоупотребляют тем, что передают часть полученных средств в виде беспроцентных займов в свою аффилированную компанию, передают денежные средства сотрудникам своих компаний. Тем самым удорожают, конечно, безусловно, билеты».

Торможение на взлете

В Росавиации не отрицают, что в работе аэропортов все еще остается огромное количество неэффективных затрат. Глава Росавиации Александр Нерадько, например, указывает на устаревшие избыточные требования к региональным аэропортам и на недостатки системы организации воздушного движения. Ведомство обещает все исправить — укрупнить и автоматизировать многие центры управления воздушным движением, сделать более прозрачными механизмы формирования платы за услугу взлет–посадка и т.д. В общем, избавить в итоге авиакомпании от монополизма и избыточных издержек в авиахозяйстве. Есть и проблема арендной платы за федеральные земли, которая занята объектами инфраструктуры аэропортов. Плата за часть участков уже рассчитывается не по рыночной цене, а с учетом объемов перевозок. В августе Дмитрий Медведев поручил Минтрансу распространить этот порядок на все участки под аэропортовой инфраструктурой, в том числе под посадочными площадками, вертодромами. «Эта мера позволит до какой-то степени сдержать рост аэропортовых сборов и тарифов», — объяснил он.

Однако скорость принятия решений по проблемам, которые обсуждаются не один год, оставляет желать лучшего. Например, Минтранс все никак не может доработать и внести в Госдуму законопроекты, необходимые для создания в России бюджетных компаний — лоукостеров. Разрешить авиакомпаниям продавать невозвратные билеты и билеты, в которые не входит стоимость питания и провоза багажа, собирались уже со следующего года. При этом созданный «Аэрофлотом» лоукостер «Добролет» мог бы уже приступать к перевозкам пассажиров на ряде региональных линий. И вместо нынешних цен за место в экономическом классе пассажир мог бы платить за полет на 40% меньше (перелет на лоукостере может оказаться дешевле, чем поездка в купейном вагоне поезда).

Если и дальше все будет происходить такими же темпами, то цена билетов на некоторых российских региональных и местных авиалиниях так и будет в 20 раз выше, чем в США и Канаде. Эти данные привел весной сам министр транспорта РФ.