16828
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
19283
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
10128
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3181
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6402
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5539
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3382
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2488
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
9687
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
7946
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6146
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6626
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4411
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3378
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2691
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2621
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3319
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2420
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2437
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3761
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3292
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2404
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2081
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3685
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3657
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2425
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2458
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2800
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2644
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2482
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2662
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4814
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3456
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3152
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2654
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
00:05 30/07/2012 Андрей Сусаров 0 59

Последняя электричка

Минфин отказывается субсидировать стоимость пригородного проезда, в результате билеты могут резко подорожать

Артем Житенев

 

Минфин намерен ежегодно начиная с 2014 года вдвое сокращать субсидирование пригородного железнодорожного транспорта. Сейчас объем поддержки составляет 25 млрд руб. в год. Фактически госказна расплачивается за то, что 26 пригородных пассажирских компаний (ППК) пользуются железнодорожной инфраструктурой. В формируемом сейчас проекте бюджета на 2013–2015 годы субсидию на эти цели предлагается снизить в 2014 году до 12,5 млрд руб., в 2015-м — до 6,25 млрд руб., заявил вице-президент РЖД Михаил Акулов. В основных направлениях бюджетной политики Минфина прямо говорится о намерении полностью переложить на региональные бюджеты компенсацию разницы между тарифами и экономически обоснованными расходами ППК. Отказаться от софинансирования льготного проезда в электричках школьников и студентов Минфин собирается уже с 2013 года.

Сокращение субсидии пробьет серьезную брешь в бюджете пассажирских компаний. В конце 2010 года начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максим Шнейдер говорил, что за счет продажи билетов электрички зарабатывают 40 млрд руб. в год. При этом убыточность, по данным Росстата, всю вторую половину 2000-х годов для пригородных поездов колебалась в пределах 50-60%. Значит, не менее половины стоимости проезда за нас платят бюджеты всех уровней. При этом основная поддержка приходится на федеральный. По словам президента РЖД Владимира Якунина, несмотря на субсидии, прошлый год пригородное сообщение принесло компании 8,5 млрд руб. убытков. Если предположить, что с 2014 года госсубсидии уменьшатся вдвое, то билеты могут подорожать почти в полтора раза: если проезд стоил 50 руб., то в 2014 году без субсидии его цена превысит 70 руб., а с поправкой на инфляцию будет и больше.

Выйти на безубыточность за счет резкого подорожания билетов не удастся, уверены эксперты. Тарифы на пригородный железнодорожный транспорт почти все последнее десятилетие росли быстрее инфляции, темпы замедлились лишь в последние годы. «Значительное увеличение тарифа может вызвать рост социальной напряженности. Власти на это не пойдут», — уверен директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ Илья Долматов. К тому же сейчас даже при почти 50-процентном дотировании пригородных электричек с ними успешно конкурируют маршрутки и автобусы. «Автотранспорт освобожден от платы за пользование дорогами», — напоминает Долматов. Как раз для выравнивания конкурентных условий с другим общественным транспортом ППК и выделяется из бюджета 25 млрд руб. в год. В РЖД понимают, что если наращивать темпы роста стоимости билетов, то железная дорога рискует проиграть конкуренцию автомобильному транспорту, а на дальние расстояния — авиации, надеется экономист.

Переложить на местные бюджеты весь груз ответственности тоже не получится. Регионы должны РЖД за пригородные электрички 15–20 млрд руб. в год, но монополия выбивает их с трудом, все чаще через суд. По данным РЖД, совокупный убыток от пригородных перевозок в первой половине 2012 года составил около 4,6 млрд руб. Уже шесть ППК обратилось в арбитражные суды регионов, предъявив властям претензии на 2,3 млрд руб. Не исключено, что, не добившись денег в регионах, железнодорожники подадут в суд на Минфин. «Суды постепенно занимают антиминфиновскую позицию, считая, что если льготы устанавливаются на федеральном уровне, то и финансировать их должны оттуда же», — обращает внимание завлабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара Владимир Назаров. С другой стороны, государство может поставить вопрос об обоснованности нынешних тарифов. Недавно ФАС выступила с инициативой передать регулирование пригородных перевозок от региональных тарифных органов на федеральный уровень. По мнению ведомства, это должно помешать замещению обычных электричек так называемыми поездами повышенной комфортности, билеты на которые стоят дороже.

Эксперты не исключают, что РЖД продолжит закрытие нерентабельных направлений и снижение частоты движения поездов в ранние и поздние часы. Но уменьшать число вагонов нельзя. «Загруженность электричек, особенно в часы пик, уже колоссальная, на пределе возможностей», — поясняет Долматов. Значит, увеличатся простои. На менее востребованных направлениях на смену поездам придут автобусы и маршрутки, полагает Назаров. Ситуация может дойти «вплоть до сохранения электричек лишь в сегменте экспрессов в аэропорты, крупные пригородные центры, поездов повышенной комфортности», не исключает Долматов. «Но тут надо не забывать о гневе граждан», — отметил экономист. Он считает, что возможность повысить эффективность проезда все же есть. «И такая работа ведется, прежде всего это борьба с безбилетниками». В идеале надо субсидировать не автобусы и вагоны, а конкретных граждан, которые нуждаются в поддержке государства, убежден Назаров. Но это должна быть система адресной социальной помощи, на создание которой может уйти несколько лет.