Россия отдельно от своих коллег по Таможенному союзу введет утилизационный сбор на ввоз в страну подержанных иномарок. Белоруссия и Казахстан до своего вступления в ВТО сохранят действующие меры тарифной защиты. Эксперты указывают, что союзники предпочли защищать свои интересы, а не поддерживать российских производителей.
«Было принято компромиссное решение, которое всех устроило. Оно заключается в том, что наши партнеры сохраняют те меры тарифной политики и тарифной защиты, которые действуют в настоящий момент», — заявил российский премьер Дмитрий Медведев журналистам по окончании трехсторонней встречи премьер-министров стран — участниц ТС, проходившей в рамках бизнес-форума «Единое экономическое пространство». Источник информагентств в российской делегации пояснил, что Казахстан и Белоруссия сохранят прежние меры защиты до своего вступления в ВТО. Когда это будет, пока неизвестно.
Утилизационный сбор — идея российского правительства, суть которой в смягчении последствий снижения таможенных пошлин на импортные автомобили. После вступления в ВТО Россия должна будет снизить ставки пошлин с нынешних 30% до 25, а затем в течение семи лет — до 15%. «Открывается рынок, снижаются пошлины, возникает набор чувствительных моментов, касающихся экологии, безопасности транспортных средств, — так объяснял в пятницу Медведев необходимость введения сбора. — Хлам будут привозить в огромных количествах».
В связи с этим Минпромторг и Минэкономразвития уже подготовили поправки в законы «Об отходах производства и потребления» и «О безопасности дорожного движения». Сейчас законопроекты рассматриваются Думой. По предварительным подсчетам, сбор за новую легковую машину составит от 20 до 45 тыс. руб.(в зависимости от категории), за подержанную может достигать 600 тыс. руб. Сумма сбора будет рассчитываться исходя из объемов двигателя и сроков эксплуатации автомобиля. Первый заместитель главы думского комитета по промышленности Владимир Гутенев предполагает, что до 6 июля поправки будут приняты и вступят в силу 1 августа. Однако депутат не исключает, что ставки сборов еще могут быть скорректированы.
Ранее ожидалось, что члены союза введут сбор вместе с Россией. В апреле, будучи еще в должности премьер-министра, Владимир Путин заявлял, что вопрос согласован всеми странами ТС, оставались нерешенными технические детали. Тогда же первый вице-министр индустрии и новых технологий Казахстана Альберт Рау подтвердил готовность страны принять предложение России.
Однако в итоге Казахстан и Белоруссия не решились брать на себя дополнительные обязательства на фоне самостоятельного вступления в ВТО. Об опасениях предпринимателей Казахстана на форуме рассказал глава совета директоров АО «Агромашхолдинг» Дин Ким. По его словам, введение дополнительных протекционистских мер вызовет недовольство со стороны стран ВТО, они могут выдвинуть дополнительные требования.
Недовольны и в Белоруссии. В прошлом году Минск неохотно согласился повысить импортные пошлины на ввоз автомобилей физическими лицами. После повышения пошлин с 1 июля импорт подержанных иномарок в Белоруссию упал в десятки раз. Фактически закрылся канал, по которому старые машины попадали на российский рынок. Понятно, что и к новым защитным мерам, предложенным Россией, белорусская сторона относилась настороженно. Введение сбора привело бы к еще большему росту цен.
При этом заявление о введении Россией утилизационного сбора в одностороннем порядке прозвучало на фоне новости о создании СП российских «Силовых машин» с БелАЗом. По словам Гутенева, эта сделка выгодна белорусской экономике и после ее претворения в жизнь позиция Минска по сборам может смягчиться.
По словам аналитика «Инвесткафе» Кирилла Маркина, Белоруссии и Казахстану утилизационный сбор не так важен, как России, потому что у них нет крупных производств автомобилей уровня нашего «АвтоВАЗа». «Соглашаясь на утилизационный сбор, они, по сути, соглашались поддерживать исключительно российский автопром, — говорит Маркин. — Это был своеобразный реверанс в сторону России». Председатель комитета Госдумы по промышленности Сергей Собко надеется, что рано или поздно партнеры по ТС присоединятся к российской инициативе, иначе механизм единого таможенного пространства не сможет полноценно функционировать.