Вступить в конкуренцию
Не только Россия, но и многие пострадавшие от кризиса страны расценивают развитие инфраструктуры как важное лекарство, способное обеспечить выздоровление. Однако ни они, ни Россия не смогут целиком профинансировать инфраструктурные проекты за счет государственных средств. А в некоторых странах, и так отягощенных большим госдолгом, это просто невозможно.
Эксперты оценивают потребность мирового сообщества в развитии инфраструктуры на ближайшие 20 лет в 24 трлн долл. С другой стороны, и корпоративные возможности отнюдь не безграничны. Международные корпорации из списка S&P 500 обладают сегодня резервом инвестиционных ресурсов чуть более чем в 3 трлн. Это означает, что конкуренция за эти ресурсы будет жесткой. Все это осложняется тем, что инвесторы, как отметил на форуме замглавы МЭР Сергей Беляков, вообще не очень-то готовы сейчас куда-либо вкладываться, предпочитая в условиях глобальной неопределенности просто сберегать средства.
На форуме Владимир Путин дал понять, что Россия собирается всерьез конкурировать за инвестиции в инфраструктурные проекты. Частных инвесторов, которым он сразу сделал конкретное предложение (см. справку на стр. В6), будут завлекать разного рода гарантиями, минимизацией рисков, а также софинансированием на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП).
Впрочем, в тех проектах, которые назвал президент, зависимость инвестора от государства существует даже при минимальном участии государственных денег. Например, если автодороги могут быть частными, то железнодорожные пути или коммунальные сети являются публичной инфраструктурой, которая несет социальную нагрузку (например, в виде ограничений по росту платежей и тарифов), и находятся в собственности государства. Как правило, для реализации таких проектов во всем мире применяется механизм концессии как разновидность ГЧП. Для инвестора, вступающего в долгосрочное партнерство с государством (а инфраструктурные проекты могут иметь срок окупаемости и до 20–30 лет), важна именно стабильность устанавливаемых правил игры.
Долгая жизнь на пенсии
Из слов президента следует, что ставка государства в таких проектах сделана на деньги Фонда национального благосостояния. Этот резерв, где накапливается часть нефтяных доходов, в будущем должен помочь закрыть растущую из-за демографических проблем дыру в пенсионном обеспечении. Владимир Путин сообщил об «окончательном решении» вложить 450 млрд руб. на возвратной основе в инфраструктурные проекты.
Чтобы снять риски потери этих денег, будет создана система гарантирования пенсионных накоплений на основе Агентства по страхованию вкладов. Эта, по его словам, «надежная система гарантий» снимет многие существующие ограничения по использованию этих средств и откроет путь к их вложению в долгосрочные проекты, которые «меняют облик страны». Будет определена и доля пенсионных средств, которые будут направлены на инвестиции в ценные бумаги самоокупаемых инфраструктурных проектов. «Мы готовы вкладывать средства и заинтересованы в надежных, сильных, амбициозных партнерах», — заверил президент и поручил правительству «уже в ближайшее время сформировать конкретные механизмы реализации таких проектов», причем не в виде «благих пожеланий», а в форме экономически просчитанных документов.
Сколько тратят разные страны на инфраструктуру
Аналитики и международные инвесторы на встрече президента с «бизнес-двадцаткой» и на сессиях в рамках форума объяснили российским властям, что именно надо делать для победы в конкуренции за частные инвестиции. А «бизнес-двадцатка» представит свои рекомендации на саммит «большой двадцатки» в сентябре в Санкт-Петербурге. Мировая бизнес-элита предлагает изменить систему вложений в инфраструктурные проекты. В том числе создать для них общий фонд стран «двадцатки» и реализовывать такие проекты с участием и под контролем крупных мировых фондов и институтов развития.
Амитабх Кант, главный исполнительный директор корпорации развития Delhi Mumbai Industial corridor
«Во-первых, надо создать фонд развития инфраструктурных проектов, которые можно в дальнейшем выводить на рынок. Это тяжелая работа. Второе — нужны независимые регуляторы. Это основной ключ к долгосрочному развитию. Потому что существующие монополии не любят частный сектор и будут отрицательно смотреть на новые проекты. Третье – существуют различия между рисками строительства и рисками эксплуатации. Поэтому нужно найти хорошие компании, которые смогут преодолеть строительные риски. А потом, когда эти риски преодолены, можно будет привлечь другие компании с мировыми глобальными стандартами, которые будут эксплуатировать этот проект. Кроме того, разговор о финансировании инфраструктурных проектов из Фонда национального благосостояния не сможет продвинуться дальше без создания необходимых законодательных рамок. И наконец, на ранних стадиях не следует переносить слишком большое количество рисков на частный сектор».
Аарон Рубин, главный исполнительный директор Macquarie Renaissance Infrastructure Fund
«Южная Корея — наиболее успешный пример долгосрочного инвестирования в инфраструктуру. Мы там инвестируем уже десять лет. Там с 1994 года существует законодательство о ГЧП. И госинвестиции в инфраструктурные проекты увеличились в десять раз. От 5 до 10 млрд долл. привлекают ежегодно от частных инвесторов. Россия находится на более раннем этапе. Есть много людей, заинтересованных в инвестировании, но стоимость этого капитала достаточно высокая. На какие вещи надо обращать внимание, если страна хочет привлечь инвестиции? Первое — нужна политическая поддержка проектов. Это важно не только на развивающихся рынках. Например, в Пенсильвании дорожный проект выиграла испанской компании, которая предложила вложить 13 млрл долл. Но проект после года дебатов отклонили законодатели. Инвестор вложился в подготовку к участию в тендере, потерял время. Так что инвесторы должны быть уверены, что проекты будут структурированы правильно и поддержаны правительством.
Второе — необходимы гарантии. Когда капиталы уже внесены, правительству соблазнительно снизить стоимость этих инвестиций, использовать то, что сделано, в своих интересах. Третье — необходимо, чтобы хорошо работали регуляторные меры и чтобы у правительства были надежные советники, консультанты. Люди должны быть уверены, что правительство знает, что нужно инвесторам, и готово будет принять пакет мер, привлекательных для них».
Юрий Соловьев, первый зампредставителя правления ВТБ
«Основная проблема не в инвестиционном климате, не в отсутствии длинных денег, а в отсутствии проектов. Для любого политика или представителя власти принять решение о проекте, который несет большое количество рисков, уже само по себе риск. Кроме того, эти проекты капиталоемкие. Поэтому региональные власти опасаются, что потратят 10 млн долл. на подготовку проекта, а он может и не случиться. И их спросят, на что выбросили 10 млн долл. Если говорить о рисках, то может возникнуть ситуация, что государство захочет по какой-то причине разорвать контракт или войдет в дефолт. Тогда правительство должно вернуть инвесторам деньги. Эти предложения наталкиваются на полное непонимание российских властей по нескольким причинам. Это сейчас противоречит нормам бюджетного законодательства, на 30 лет предусмотреть такие выплаты в бюджете невозможно. Но ведь правительства других стран решают эти проблемы просто — привлекают банки, которые гарантируют для них выплату долга. То есть там есть ряд механизмов, каждый из которых хеджирует другой. Есть проблема, что на уровне технического анализа проекта мы больше времени уделяем технической и бюджетной стороне и меньше анализируем риски. В Пулково мы столкнулись с тем, что часть наших технических стандартов по использованию материалов и по освещенности писалась в советское время, когда все было другое. В итоге новая система кондиционирования не подпадает под российские стандарты. Из-за чего стройка запаздывает, возникают издержки».
Шон Глодэк, директор РФПИ, участник «бизнес-двадцатки»
«Бизнес-двадцатка» предлагает три важные рекомендации для привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты. Первое — необходимо законодательство, которое позволит пенсионным фондам инвестировать средства в 20–30-летние проекты. Второе — надо привлекать Фонд национального благосостояния и инвестфонды, выпуская инструменты, которые обеспечивают безопасное инвестирование. Мы предлагаем создание фонда стран G20, для помощи правительствам привлекать лучших консультантов и юристов. Третье — Всемирный банк для снижения рисков долгосрочных инвестиций мог бы страховать риски, связанные с действиями регуляторов. Нужно также добиваться повышения эффективности инфраструктурных расходов: «Маккинзи» провела исследования и выяснила, что можно сэкономить триллион долларов, проведя своего рода аудит первоначальных проектов».
Денис Нелли, президент PWC International
«Когда мы говорим об участии частного сектора в инфраструктурных проектах, важно обеспечить более качественное управление рисками, оптимизировать их. Прежде всего ГЧП должно быть более эффективным. Ясность в этих вопросах появляется, когда правительство с политической точки зрения решает, как работать с проектами.
Мы в нескольких странах мира наблюдали четкие схемы работы ГЧП. Должна быть полная прозрачность и открытость. Должно быть разделение технической и политической ответственности за эти проекты. То есть политики должны определять подходы. Но именно эксперты должны определять, как будут достигаться цели проекта. Независимые эксперты должны привлекаться не только для оценки технической исполнимости проекта, но и для оценки адекватности самого плана проекта».
Президент Ассоциации региональных банков — об их участии в долгосрочных инфраструктурных проектах