Противники вступления России в ВТО оценили ежегодный ущерб для страны от этого шага в 3 трлн руб. Минэкономразвития не согласно с такими оценками, но о положительном эффекте для экономики предпочитает не говорить. Чиновники обещают, что никто не пострадает.
Приостановить процесс присоединения России к ВТО потребовали от правительства представители обрабатывающих отраслей экономики на состоявшемся в среду в Торгово-промышленной палате форуме «Вступление в ВТО: кто компенсирует потери?». Президент объединяющей отечественных производителей сельхозтехники ассоциации «Росагромаш» Константин Бабкин заверил, что полный учет всех последствий может довести оценку ущерба до 3 трлн руб. в год. При этом он сомневается в способности государства компенсировать возникающие потери, так как и сам бюджет только за счет снижения таможенных пошлин будет ежегодно недобирать около 430 млрд рублей.
«Катастрофа ожидает мясной сектор», — громко начал бывший депутат Госдумы от «Единой России», а ныне советник ООО «Русский агропромтрест» Вадим Варшавский. Он напомнил, что крупные госбанки — Россельхозбанк и Сбербанк уже заявили «о прекращении кредитования свиноводства». Варшавский уверен, что это связано с договоренностью о вступлении в ВТО.
По оценкам заместителя гендиректора «Автосельхозмаш-холдинга» Александра Ковригина, из-за снижения таможенных пошлин доля отечественных грузовиков на рынке упадет с 65–67% до 40%. Вместо 45 тыс. автобусов мы будем выпускать от силы 9–10 тыс. Сборка иномарок не спасет. В рамках автопромсборки зарубежных легковых автомобилей в Россию инвестировано всего $2,7 млрд. «Создано аж 29 тыс. рабочих мест», — иронизирует Ковригин. И при этом мы продолжаем работать на автопром других стран. По его оценке, через покупку иностранных легковушек из страны вывозится ежегодно порядка 60 млрд руб. «Локализацию у нас никто не контролирует. Это ведет к еще большему вывозу капитала, так как импортные машины российской сборки стоят у нас на 25–30% дороже, чем в Европе или США», — возмущался Ковригин.
По мнению участников форума, потребителям не стоит ждать падения цен из-за снижения импортного тарифа. «Надо понимать российскую специфику. У нас цены на зерно падали, а на хлеб все равно росли», — напомнил председатель научно-экспертного совета при комитете Госдумы по аграрным вопросам Александр Фомин. Никто не почувствует, по словам главы Ассоциации добытчиков минтая Германа Зверева, снижения пошлин на рыбную продукцию с 10 до 3%: «Вся разница будет съедена крупными трейдерами, которые контролируют импорт рыбной продукции в страну». По каждому виду рыбы это всего две-три компании. «Они уже сейчас продают сельдь в Россию дороже, чем в Европу», — пожаловался Зверев.
Проблема неконкурентоспособности нашей продукции в слишком неэффективном производстве, напомнил присутствующим бывший министр сельхозмашиностроения СССР Александр Ежевский. По его словам, затраты материальных ресурсов на производство единицы сельхозпродукции в России в среднем составляют 70% себестоимости, расходы топлива в 1,5–2,5 раза, а кормов — в 1,5–2 раза больше, чем в развитых странах. «У нас преимущественно экстенсивные технологии сельхозпроизводства. Поэтому и отечественная продукция стоит дороже», — сделал вывод экс-чиновник.
Под натиском промышленников замдиректора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Владимир Ткаченко заверил присутствующих, что ущерба от вступления России в ВТО не будет. Он признался, что ему наиболее близка оценка, сделанная при участии экспертов Российской академии наук, по которой «эффект для страны от вступления в ВТО будет нулевым». «Потери будут по отдельным секторам. Мы с ними работаем. Будет проведена подстройка субсидий. Механизм будет другой, деньги — те же. То, что он пока не определен, это наша недоработка», — согласился чиновник.
Не смешивать внутренние экономические проблемы и международную торговлю призвал вице-президент ТПП Георгий Петров. «ВТО — это не хорошо и не плохо. Это инструмент, который станет приносить пользу в умелых руках», — пришел он на помощь чиновнику. Петров напомнил, что за годы существования ГАТТ-ВТО из этой организации не вышла ни одна страна. «А авиапром, автомобилестроение и сельхозмашиностроение развалились у нас и без ВТО», — обратил внимание эксперт. Проблему низкой эффективности отечественного производства придется решать в любом случае, вне зависимости от того, вступим мы в ВТО или нет. Если мы не хотим стать Северной Кореей, предупредил Петров.
Жертвы ВТО
Все материалы сюжета
Россия в ВТО
Минэкономразвития обещает компенсировать потери отраслей от снижения импортных пошлин
Наверх