Площадка для инноваторов и урбанистов
Екатерина Халецкая, Impact Hub Moscow
— Проект Impact Hub Moscow родился в прошлом году. Трое из нас работали в 2006 году в управляющей команде международной организации «AIESEC Россия», потом несколько лет провели в самых разных сферах — IT-стартапах, молодежных программах развития, ивент-менеджменте, благотворительности. И даже жили в разных странах — в Бразилии, Марокко, Нидерландах, Франции, Омане, Пакистане и Сингапуре. Четвертый член команды родом из Великобритании, но его путь почти такой же: разные сектора и страны, пока два года назад он не решил задержаться в России.
Идея создать центр поддержки социальных инноваций — логичный шаг, ведь мы, с одной стороны, всегда интересовались вопросом позитивного вклада частных лиц и организаций в развитие общества и города, с другой — на собственном опыте познали, что самые интересные идеи рождаются на стыке сфер. Есть ли потребность в таком центре — вот что нужно было проверить.
С момента, когда мы объявили об инициативе открытия Impact Hub в Москве, прошло полгода. За это время мы провели пару десятков мероприятий. Например, воркшоп Tech for good в рамках Tolstoy Summer Camp компании Yandex, в программе международного дня социального бизнеса организовали мозговой штурм по теме «Роль социального предпринимательства в развитии города», экспериментировали с форматом «Открытый микрофон» для социальных проектов, собирались на завтраки с интересными спикерами.
Оказалось, что многие люди, работающие над похожими проектами, не знают друг друга, что даже в рамках сообщества в 300 человек можно найти ценные ресурсы, на поиск которых иначе пришлось бы тратить много сил. Сейчас мы ищем помещение и стартовый капитал и хотим открыться весной 2014 года.
Учить детей играя
Иван Назаров, глава конструкторского бюро ролевых игр компании «Китеж»
— «Китеж» — это некоммерческое партнерство приемных семей, которое уже 20 лет работает в Калужской области. Я сам приехал сюда еще во время практики в институте, был очарован этим местом. Сейчас преподаю здесь историю в школе, сам стал приемным родителем — в 26 лет у меня восемь детей. В рамках нашего педагогического сообщества мы проводим ролевые игры для подростков.
С одной стороны, это похоже на обычный детский лагерь отдыха, с другой — это не совсем лагерь: нет привычного расписания, только сюжет, по которому они играют в течение двух недель. В последней игре, например, было больше 100 участников: XVIII век, сразу после восстания Пугачева, освоение Восточной Сибири и Южного Урала. Кроме того, мы добавили в сюжет фантастики — что было бы, если бы энергия пара и различные паровые приспособления и механизмы играли большую роль в истории. Дети играли представителей разных сословий — и дворян, у которых была задача освоить этот регион, сделать его частью великой империи, и купцов, и инженеров, и даже сама Екатерина II у нас в конце появилась.
Сейчас «Китежу» нужна разная помощь — не только материальная, но и информационная. В нашей школе мы практикуем инклюзивное образование, когда дети из разных социальных групп учатся вместе. К тому же в здании школы нам стало тесно. Мы строили его сами 15 лет, это был большой бревенчатый дом. Нужно новое здание — на 150–200 детей. Мы хотим создать в калужской глуши этакий прообраз новой школы страны. И если нам удастся найти людей, которые станут нашими друзьями — даже не спонсорами, которые проникнутся идеей и захотят поучаствовать в ее реализации, мы будем очень рады такому сотрудничеству. Для этого мы и решили поучаствовать в проекте.
Поужинать с иностранцем
Юлия Разумова, Cook & Talk
— Cook & Talk — это хобби, которое сейчас обретает отчетливые формы социально-культурного проекта, ориентированного на стимулирование кросс-культурных коммуникаций и развитие толерантности в отношении людей из других культур, проживающих в Москве.
Впервые Cook & Talk случился в апреле 2011 года на одной уютной кухне съемной московской квартиры, став позже некой альтернативой воскресному досугу людей, жаждущих познакомиться, поговорить о разных традициях и приготовить совместно что-то вкусное и необычное. Встречи проходили на уютной кухне площадки Театра вкуса, пока она не закрылась. Сейчас мы ищем площадь для постоянных встреч в виде просторной кухни в коворкинге, антикафе или даже в хостеле. Хочется, чтобы миссия площадки была направлена на объединение людей из разных культур, создание сообщества единомышленников.
В отличие от кулинарных школ, которые сейчас в тренде, этот проект в первую очередь учит людей из разных культур общению. Еда — это всего лишь приятный повод, чтобы поговорить о человеке, его мировоззрении, интересах и особенностях культуры, а кухня — место, где все равны, где атмосфера уюта и душевности топит лед и разрушает барьеры и стереотипы. Cook & Talk — это встречи, во время которых происходит диалог культур.
Читать журнал и обучать детей
Александр Молотков, «Загадки матушки истории»
— Наш проект включает три элемента: издание исторического журнала «Матушка», адресованного читателям 6–12 лет, интерактивные мероприятия (мастер-классы, игры, викторины) для детей в школах, Государственном историческом музее и библиотеках и сайт.
Наш успешный издательский опыт — это журнал «Матушка». Он выходил в 2008–2011 годах, но до сих пор его активно используют в старших группах детских садов и в школах для создания внеурочных программ работы с детьми. А некоторые статьи бывают полезны даже студентам при подготовке курсовых работ.
В кризис журнал издавать стало трудно, мы пытались участвовать в федеральных конкурсах, но получали средства лишь на ограниченный тираж по определенным тематикам. В лучшем случае выделенных денег хватало на один номер в год. При этом журнал окупаем, но нужны инвестиции, чтобы тираж достигал 15–20 тыс. экземпляров. Это позволит и удовлетворить спрос, и сократить себестоимость, так как большая доля расходной части издания такого уровня содержания и исполнения приходится на допечатную подготовку.
Впрочем, методики проведения интерактивных мероприятий со временем тоже могут стать продаваемыми. Сценарии мастер-классов для малышей, допустим, по изготовлению буквиц из разных материалов с параллельным рассказом об истории книгопечатания, лекций-рассказов по истории России для детей постарше и, наконец, исторические игры и викторины для участников разного возраста — все это будет отличным подспорьем и для родителей, и для педагогов.
Получить бесплатные онлайн-консультации
Михаил Миронов, Brainify
— Brainify — так будет называться интернет-ресурс, на котором студенты, молодые специалисты и даже школьники смогут получать рекомендации по обучению, причем от тех, кто уже работает в выбранной ими сфере. Возможно, им порекомендуют прочитать определенную статью, прослушать онлайн-курс в университете, пройти стажировку, тренинг и т.д. Это будут советы экспертов, работающих в тех компаниях, куда приглашают молодых специалистов.
Сейчас мы думаем о том, как организовать отбор экспертов. Скорее всего этим будет заниматься небольшой совет попечителей. Изначально мы пригласим для работы тех, кого знаем лично и в чьей компетенции уверены, а через них выйдем и на новых участников проекта. В конкурсе решили поучаствовать для того, чтобы познакомиться с большим числом экспертов и тех, кто работает в сфере образования, чтобы получить финансовую и информационную поддержку. Мы планируем запустить ресурс в августе 2014 года, а где-то с марта уже начать активную рекламную кампанию.
Почему было решено заняться социальными инновациями? Долгое время я работал в молодежной организации AIESEC: был одним из ее руководителей сначала на уровне Москвы, потом на уровне России (международная организация для развития лидерского потенциала молодежи, которой управляют только студенты или недавние выпускники вузов. — «МН»). Затем начал заниматься бизнес-девелопментом в области социальных инноваций. Сейчас живу только этим интернет-проектом, и больше меня пока ничего не интересует.
Участвовать в клинических испытаниях
Мария Кузнецова, MediCard
— Во всем мире сейчас очень остро стоит проблема поиска пациентов для клинических исследований. Многие больные не дожидаются выпуска нужного им препарата, хотя лекарство для них уже создано. Некоторые считают, что участие в таких исследованиях рискованно, но это верно только для первой стадии исследований, когда действие препарата испытывает на себе небольшая группа здоровых людей, получая за это денежное вознаграждение.
На второй-третьей стадиях клинические исследования более масштабные, они проводятся с участием больных. Для них это возможность в течение всего срока испытания бесплатно получать новый препарат, наблюдаться у ведущих врачей страны, сдавать все необходимые анализы и проходить нужные обследования. По завершении третьей стадии лекарство поступает в аптеки.
В нашей стране многие пациенты часто не знают о том, что могут принять участие в клинических исследованиях. Поэтому мы хотим создать сообщество, с помощью которого врачи смогут информировать людей о начале набора пациентов для последних стадий клинических испытаний. От жюри «Социальных инноваций» мы хотим получить экспертную оценку специалистов, имеющих опыт создания социально значимых проектов, и узнать, каким образом, по их мнению, лучше было бы сформировать такое сообщество.
Мы заинтересованы в привлечении инвестиций в размере $50 тыс., которые пойдут на привлечение большего внимания к данной проблеме, развитие инициативы в регионах и доработку автоматизированной системы обмена информацией.
Сделать бизнес экологичнее
Екатерина Воронина, издательство «Зеленая книга»
— «Зеленая книга» — первое российское экоиздательство. Наша цель — экологическое просвещение. Тематика книг: экологически ориентированный бизнес, экологическая сертификация, ответственное потребление и экологичные товары, зеленые инновации, экологическое образование и просвещение, энергоэффективные технологии, экостроительство, зеленый дизайн.
Я долгое время вынашивала идею создания своего дела. Мне было крайне важно совместить экономическую, социальную и экологическую составляющие. Однажды ночью, когда я работала над диссертацией, меня осенило, что книг по экотематике, говорящих на языках бизнеса, дизайнера, простого обывателя, в России нет. И 12 марта 2012 года мы открылись.
Мы расписали все наши бизнес-процессы по шагам и экологизировали их настолько, насколько это возможно в российских реалиях без ущерба для качества. Все наши книги всегда печатаются на бумаге, сертифицированной Лесным попечительским советом (Forest Stewardship Council®, FSC) в FSC-сертифицированной типографии. Знаком FSC маркируются древесина из устойчиво управляемых лесов и выпускаемая продукция. У нас принципиально нет офиса. Вся команда находится в разных городах России. Даже наш сайт экологичен. Хостинг полностью обеспечивается за счет энергии воды.
Самое главное, что после выхода каждой книги мы рассчитываем ее углеродный след: сколько углекислого газа было выброшено в атмосферу при подготовке рукописи к печати, собственно печати и распространении. Также при расчете этого показателя учитываются выбросы, связанные с маркетингом и менеджментом проекта в целом. Для компенсации мы сажаем деревья в рамках различных проектов.
Объяснить школьникам, как правильно питаться
Сергей Маслов, «Путешествие к здоровью»
— Наш проект посвящен здоровому питанию детей и подростков. Мы долго изучали, чем кормят в российских школах, и поняли, что проблема не только в школьном меню. Выяснилось, к примеру, что в неучебное время дети питаются немногим лучше. В итоге мы поняли, что замена меню проблему не решит, а нужно рассказывать о здоровом питании школьникам и их родителям. В игровой форме мы начали объяснять учащимся, что такое правильное питание.
В процессе тренинга ведущий вместе с детьми отправляется в «путешествие» по разным странам, попутно рассказывая, например, о существующих продовольственных проблемах и о полезной здоровой еде. Заканчивается игра тем, что дети вместе с ведущим едят яблоки. В конце игры дети могут выбрать, в какую из стран с продовольственными проблемами отправить фрукт. Одно яблоко, по правилам, стоит доллар. После тренинга наша компания отправляет эти деньги туда, куда решили дети.
Начали мы с того, что в феврале прошлого года провели пробный тренинг в одной из школ в Северном Бутове. Учителя были довольны, а дети восприняли его как праздник. После этого мы стали развивать проект, пригласили еще одного ведущего, проводили подобные игровые уроки в Петербурге, Саранске и Ереване. Вскоре нами заинтересовались в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Сейчас мы вывели игру на новый уровень — разработали методичку по ее проведению и подготовили оборудование.
Мастерить и учиться бизнесу
Дарья Алексеева, мастерская «Рукиоттуда»
— Идея создать мастерскую «нанизалась» на основную деятельность в центре «Верх». Здесь помогают ребятам, окончившим интернаты для детей с нарушениями в развитии, повысить свой уровень образования. Дело в том, что в таких интернатах их учат по «облегченной» программе, и к 18 годам они имеют образование, равное пяти классам, а этого недостаточно, чтобы куда-то поступить или хотя бы найти работу. Мы обучаем их экстерном, после чего они поступают в высшие учебные заведения, даже в МГУ.
На базе «Верха» и образовалась наша мастерская. К нам пришел Павел Захаров, волонтер, который умеет делать замечательные кормушки для птиц. И мы предложили нашим учащимся попробовать сделать такие же. Павел разработал настоящий план, ребята не просто мастерят, они учатся бизнесу, тому, как заработать и не потерять деньги, как вести свое дело. Кормушки пошли на ура — на ближайших же благотворительных ярмарках мы продали их на 200 тыс. руб. Недавно 100 штук мы сдали парку Горького.
Наши подопечные очень воодушевлены своим делом. Ребята делают не только кормушки, но и скворечники, другие вещи из дерева, брелки, магниты. Каждая кормушка, скажем, стоит 2 тыс. руб.: половина идет мастеру, ее сделавшему (кому-то из ребят), половина — в «Верх» на работу нашей вечерней школы-экстерната. Наши ученики зарабатывают на этом, в итоге перестают ощущать себя подопечными, беспомощными и понимают: у меня свое дело, я сам умею заработать деньги!
Экофестиваль с летней базой отдыха
Елена Айвазян, экофест «Театр для всех!»
— В рамках нашего благотворительного фонда «Преображение» мы задумали сделать социальный проект «Экофест «Театр для всех!», он продолжение проекта «Открытый театр», начатого в 2012 году. На 50 гектарах в Калужской области мы создадим летнюю базу отдыха с соответствующей инфраструктурой и познавательно-развлекательной программой. Здесь смогут отдохнуть и развлечься и приемные семьи Калужской области (для них мы будем работать бесплатно), и малоимущие семьи (им мы предоставим льготы).
Мы хотим организовать бесплатный летний отдых для детей-сирот. Фестиваль будет проходить дважды в месяц. В его рамках будет работать этно-лагерь, где можно будет познакомиться с музыкой разных народов, арт-площадка, на которой наши гости будут дизайнерами, архитекторами, модельерами и моделями одновременно: создадут своими руками костюм, макияж и прическу — полный образ для фестивального шествия.
В городе мастеров сделаем творческие мастерские: валяние, роспись хной, гончарное и кузнечное дело, резьба по дереву, изделия из бересты, бисероплетение, декупаж. А на театрально-музыкальной площадке будет проходить представление с участием зрителей — они получат роли, поучаствуют в репетициях и выступят в качестве актеров. Мы проведем также музыкальный марафон в соответствии с заявленной тематикой фестиваля.
Стать донором
Руслан Шекуров, поиск доноров крови
— Я сам сдаю кровь с 18 лет и знаю проблему изнутри. Сейчас у нас в стране сдают кровь 16 человек из тысячи, это 1,6%, а нужно хотя бы 4%. Правительство популяризирует донорство, но крови все равно не хватает. Еще с 2010 года я создал группу «вконтакте», в которой мы начали искать доноров. Находили их по ключевым словам в поисковых системах, через спам, через личную почту, через социальные сети. Волонтеры работали вручную, перепроверяя каждый вариант.
В декабре 2012 года мы запустили сайт. Он удобен тем, что в базу данных может записаться как донор, так и тот, кто ищет кровь. Это очень важно, ведь кровь часто нужна очень срочно. Человек задает в поиске свой город, регистрируется, пишет свое имя, больницу, где он лежит, и создает карту реципиента.
На любую заявку о необходимой крови могут откликнуться наши доноры. Доноров же — а в нашей базе их уже 12 тыс. человек, охвачены все крупные российские города, а также Украина — мы оповещаем sms-сообщениями, у нас работает бесплатная рассылка. Причем наша задача не только создавать базу доноров, но еще и привлекать новых. Получив сообщение о необходимости крови, человек может поразмышлять и принять решение стать донором. Наша глобальная цель — увеличить количество сдачи крови в России. Думаю, в ближайшее время мы охватим СНГ, а потом выйдем на мировой рынок.
Ярмарка, где учат помогать
Анастасия Гулявина, «Душевный Bazar»
— Идея фестиваля родилась у предпринимателя Евгения Горькаева в 2010 году. И произошло это потому, что москвичи тогда не очень много знали о благотворительности: как это работает, как можно с ее помощью помочь другим, как выбрать удобный и интересный формат участия. Сначала мы устроили новогоднюю благотворительную ярмарку, чтобы горожане провели день со смыслом и сделали что-то полезное. На нее пришло почти 4 тыс. гостей, которые в неформальной обстановке могли пообщаться с представителями 29 благотворительных фондов и узнать, как могут поучаствовать в проектах и акциях. В этом году ярмарка пройдет уже в четвертый раз, среди ее участников 73 организации.
Мы создаем и другие площадки для подобного общения. Например, ежемесячные встречи pro bono клуба — для тех, кто хочет помогать, используя свои профессиональные навыки. Приходят, например, те, кто занимается в своих компаниях программами социальной ответственности, или представители разных сообществ, скажем переводчиков, то есть тех структур, которые могут помочь в разных сферах на профессиональной основе. На таких встречах они узнают, как правильно и более эффективно помогать другим. А благотворительные структуры, наоборот, понимают, как лучше продвигать себя и своих подопечных, как привлекать помощь. По тому же принципу работает проект «Душевное кино»: участники сначала смотрят хороший и добрый фильм, а потом общаются. В ноябре мы запускаем большой проект «Сила мечты» — гастроли цирка для хулиганов «Упсала-цирк», мастер-классы для педагогов и увлекательное благотворительное мероприятие для горожан в Новосибирске, Красноярске, Петербурге и Москве.
Также в проекте «Добрый бизнес»
Позволяют мечтать о невозможном Член координационного совета Торгово-промышленной палаты РФ по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства — о том, как социальный бизнес меняет сознание.
После денег Основатель Talk Club Кристина Белавич о том, почему прибыль и конкуренция сдают позиции
Премии, статуэтки и банковские кредиты Предприниматели делятся опытом ведения соцбизнеса в России.
«Гранты могут закончиться, но мы должны продолжать работу» Крейг Дарден-Филлипс о том, как договариваться с государством и не зависеть от него
Хаб, экоиздательство, мастерская и конструктор игр Бизнесмены и чиновники проведут конкурс на лучший российский соцпроект.
Незрячие тренеры учат видеть Генеральный директор социального проекта «Диалог в темноте» о том, как лучше понимать себя и окружающих
На кончиках пальцев Репортаж с тренинга в проекте «Диалог в темноте»
Эффективнее, чем благотворительность Ведущий мировой эксперт о принципах, рентабельности и трудностях социального инвестирования
Инфографика 7 советов для тех, кто хочет заняться социальным предпринимательством.