— ФЦПФ как дочка ВЭБа отвечает за программу «Финансирование содействия проектам регионального и городского развития». В чем заключается это содействие?
— Одна из целей программы — финансовое и экспертное содействие на предпроектной стадии инвестиционного проекта. Сюда входит в том числе создание концепции проекта, формирование состава участников, проведение исследований и изысканий, выбор и оформление земельных участков, подготовка технико-экономического обоснования, проектной документации, финансово-экономической и организационно-правовой моделей. Иными словами, всего того, что подтверждает экономическую, юридическую, организационную и техническую состоятельность проекта и что необходимо финансирующей организации для принятия решения о выделении получения финансирования. Наша работа заключается не в финансировании чьих-то проектов, а в участии в создании проектов. Ведь основная проблема заключается не в том, что в стране нет денег для инвестиций, а в том, что вкладывать их не во что: очень мало более-менее экономически обоснованных и практически реализуемых проектов, прежде всего с точки зрения имеющихся у участников проекта разного рода ресурсов. Внешэкономбанк как один из главных институтов социально-экономического развития страны, понимая эту проблему, разработал и утвердил пятилетнюю программу финансирования содействия в разработке проектов с общим объемом в 10,9 млрд руб. Оператором программы назначен ФЦПФ, а координатором является дирекция государственно-частного партнерства Внешэкономбанка. Активная работа по программе началась с середины 2012 года после решения организационных и методологических вопросов. В ФЦПФ могут обращаться как публично-правовые образования, регионы, муниципальные образования, так и частные компании, которые инициируют проекты в области инфраструктуры. Мы поддерживаем разработку проектов, которые будут реализовываться с использованием государственно-частного партнерства. На один проект может быть выделено до 400 млн руб. на возвратной основе. Возврат средств обеспечивается инвестором, доходами от проекта или из будущего финансирования.
— Но пока большая часть предложений вами отклоняется. Почему?
— К нам идет огромное количество обращений, мало чем подкрепленных и обоснованных, очень часто это просто идеи. Подготовительная стадия — традиционно самая рискованная, когда неизвестными являются почти все параметры проекта. Для достижения наибольшего эффекта от программы мы стремимся отбирать проекты, которые создают точки экономического роста в регионах, либо способствуют их созданию путем снятия инфраструктурных ограничений, либо решают социальные и инфраструктурные проблемы регионов на основе ГЧП. Например, проекты строительства социальной, транспортной, коммунальной и инженерной инфраструктуры оцениваются нами с точки зрения перспективного спроса на данную инфраструктуру, а не с точки зрения решения текущих насущных вопросов. То же относится и к проектам комплексной жилищной застройки, которые сами по себе не создают новых производств и имеют смысл только там, где такие производства уже имеются или будут созданы в будущем.
— Но вы можете ведь и не отклонять, а трансформировать предлагаемые вам идеи?
— Да, это одна из наших задач. Например, получив запрос от одного из регионов на создание сервисного агропромпарка по модели, реализованной в другом регионе, мы проанализировали данную модель и пришли к выводу, что функции первичной переработки, хранения и сбыта могут оказаться недостаточно востребованными со стороны малых и средних сельхозпроизводителей, что приведет к неокупаемости парка. Поэтому мы планируем создать несколько иную модель, предполагающую, что агропромпарк будет выполнять еще и функции по аренде техники, утилизации отходов, по закупке, сбыту и переработке сельхозпродукции, а также по оказанию иных услуг, необходимых сельхозпроизводителям. Для подстраховки риска, связанного с недозагрузкой парка, мы совместно с инвесторами, гарантирующими его загрузку на несколько лет, рассматриваем в составе проекта возможность создания сельхозпредприятий с возможностью последующего выхода этих производств на самостоятельный путь развития. В результате получится полный цикл от производства до сбыта или своего рода «мегаколхоз».
— С какими сложностями вы сталкиваетесь при взаимодействии с региональными администрациями?
— У нас разное понимание того, что такое сотрудничество. Как правило, у чиновников нет понимания, что деньги нужно вернуть, например из доходов проекта, а также что нужно разделить риски с частным партнером. Поэтому много времени уходит на переговоры и объяснение принципов нашей работы. Еще одна проблема заключается в том, что власти на местах в основном мыслят в рамках сегодняшнего дня. А реализация инвестиционного проекта — это длительный процесс: только на прединвестиционную стадию требуется около двух лет, а потом еще привлечение инвестиций и собственно строительство, и только потом могут быть результаты.
— Риски, если вы неверно рассчитаете, ложатся на вас?
— Да, на предпроектной стадии, если мы основной участник, то фактически берем все риски на себя. В том числе и риски непривлечения финансирования и оператора. В этом случае мы останемся либо с залогом, либо с прямыми убытками, концепциями, проектной документацией и прочими уже никому не нужными атрибутами неуспешной проектной деятельности. В большинстве случаев приходится на первом этапе брать на себя и все некоммерческие риски, отчасти разделяя их с публичным образованием. Это прежде всего административные проблемы, которые нужно преодолеть, чтобы довести до эксплуатационной стадии любой проект. Инвесторы, особенно иностранные, не хотят на себя брать эти риски, и это, кстати, вообще одна из причин их низкой инвестиционной активности в России. Высокие риски, длительный временной период подготовки, тщательный отбор и проработка не позволяют вести большое количество проектов по всей стране. Нужно создавать больше программ, которые, как и наша, способствуют появлению проектов, приемлемых для инвесторов и банковского финансирования за счет снятия барьеров и разделения рисков Иначе российские регионы еще долго будут ждать инвестиций.
Инфраструктурные проекты, которые отобраны Федеральным центром проектного финансирования для помощи в их подготовке:
- «Комплексное развитие морского торгового порта Усть-Луга»
- «Разработка ТЭО и конкурсной документации для реконструкции участка км 1091-км 1319 автомобильной трассы М4 Дон»
- «Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры МФК Евроград (Ленинградская область)
- «Переработка и утилизация ТБО на Левобережной территории Саратовской области»
«Строительство промышленного парка в Адыгее».