По производству автомобилей на душу населения (включая грузовые автомобили и автобусы) Россия по итогам 2012 года заняла 23-е место в рейтинге с показателем 15,6 автомобиля на 1 тыс. жителей. Год назад она занимала 27-ю строчку, выпуская примерно 14 автомобилей на 1 тыс. человек. Вероятно, в будущем году при сохранении текущей конъюнктуры ей удастся обойти ближайших соседей по рейтингу Румынию, Бразилию и Польшу.
Лидирует в рейтинге, что для многих покажется неожиданным, Словакия с производством на уровне 164 автомобиля на 1 тыс. жителей. Годом ранее это государство, где находятся крупные заводы Volkswagen и Kia, также являлось крупнейшим мировым производителем легковых автомобилей в расчете на 1 тыс. населения. На втором месте расположилась еще одна страна, в которую активно инвестировал немецкий автопром, — Чехия, где в прошедшем году было выпущено 111,6 автомобиля на одну тысячу населения. Замыкает первую тройку Южная Корея с показателем 93,8 автомобиля. В пятерку лидеров входят также Япония и ориентированная на американские концерны Канада.
По производству исключительно легковых автомобилей Россия, по расчетам «РИА Рейтинг», по итогам 2012 года заняла 19-е место против 26-го годом ранее с почти 14 автомобилями на 1000 жителей, произведенными в 2012 году. Россия ушла по этому показателю от США и Китая, вплотную приблизившись к Польше и Австрии. А лидируют по нему те же страны, что и по выпуску всех типов автомобилей.
С точки же зрения влияния на мировой рынок более важным является абсолютное производство автомобилей всех типов. По итогам 2012 года Россия по этому показателю с производством на уровне 2232 тыс. шт. поднялась на 11-е место против 12-го по итогам 2011 года и 14-го по итогам 2010 года. Лидируют в этом рейтинге, согласно данным OICA, Китай (19 272 тыс. шт.), США (10 239 тыс. шт.) и Япония (9943 тыс. шт.). В пятерке лидеров также Германия и Южная Корея.
Экспорт растет, но за импортом не угнаться
По данным Федеральной таможенной службы, экспорт легковых автомобилей в 2012 году вырос на 77,4%, до 113 000 штук, и составил в денежном выражении почти $1млрд. Из этого количества 108 500 штук «уехали» в страны СНГ. Экспорт грузовых автомобилей увеличился на 55,4%, до 18 800 штук (сумма — $512,7 млн). Из них 17 000 шт. было отправлено в страны СНГ. При этом импорт легковых автомобилей в 2012 году вырос на 9,4%, до 1 076 000 штук (сумма — $20,2 млрд). Грузовиков было импортировано на 20,4% больше, чем в 2011 году, или 120 000 штук (на $3,7 млрд).
По выпуску легковых автомобилей лидируют Китай, Япония и Германия. Россия с 1969 тыс. легковых автомобилей занимает восьмое место против десятого годом ранее. По объему выпуска легкового автотранспорта за год Россия опередила в минувшем году Францию и Испанию.
По темпам прироста выпуска автомобилей, следует из исследования «РИА Рейтинг», Россия с 12% роста находится на 11-м месте в мире, а по легковым автомобилям занимает десятое место. Из мировых лидеров более высокий прирост в прошлом году был зафиксирован у США и Японии.
См. инфографику в высоком разрешении
Достаточно примечателен и показатель разницы между объемом производства автомобилей и объемом продаж новых автомобилей в той или иной стране. В определенной степени он свидетельствует об ограниченности возможностей собственного автопрома удовлетворить потребности населения страны. По итогам года лидером по этому показателю среди автопроизводящих стран (иными словами, страной, в которой продается наибольшее количество машин несобственного производства) стали США с отрицательной разницей между производством и покупками новых автомобилей в 4,5 млн машин. Второе место заняла Россия с «дефицитом» в 910 тыс. машин, на третьем находится Австралия с 902 тыс. автомобилей. По легковым автомобилям картина схожа — лидируют по отрицательному сальдо США, однако Россия находится на третьем месте, а второе место занимает Италия.
Самыми «избыточными» странами в плане производства автомобилей, в том числе и легковых, стали мировые лидеры автопрома Япония, Южная Корея и Германия. То есть они являются странами, продающими наибольшее количество машин за пределами своего собственного рынка.
В расчете на 1 тыс. жителей наиболее сильна зависимость от автоимпорта у Австралии, Нидерландов и Австрии, менее всего — у Словакии, Чехии и Южной Кореи.
По мнению экспертов «РИА Рейтинг», в 2013 году в рейтинге могут произойти заметные изменения, так как ситуация на автомобильном рынке складывается непросто. Так, в Германии продажи по итогам первого квартала 2013 года сократились на 13%, во Франции — на 15%, в Японии — на 16%. Положительную динамику из крупных рынков демонстрируют только Китай и США, но и у них темпы роста сокращаются.
Россия может улучшить свои позиции в рейтинге, но вряд ли рост будет существенным, так как в текущем году динамика производства автомобилей в силу разных причин снизится. Во всяком случае темп роста производства автомобилей уже не будет характеризоваться двузначной цифрой. Как показывают оперативные данные Росстата, по итогам первого квартала рост производства легковых автомобилей составил всего 3,3%, тогда как производство грузовых автомобилей сократилось почти на 10%.
При этом отметим, что структура производства автомобилей в России быстро приближается к структуре производства большинства других стран. До кризиса 2008 года Россию можно было причислить к одной из крупнейших держав с «аутентичным» автомобилестроением. Но сейчас она таковой уже не является. По итогам 2012 года доля иностранных марок в общем объеме производства легковых автомобилей в России составила 67,5% против 61,6 в 2011 году. Еще не так давно — в 2008 году — этот показатель составлял 40%.
Причем даже те автомобили, которые имеют российское гражданство, отмечают эксперты «РИА Рейтинг», на самом деле таковыми не являются. Нередко «гражданство» у них двойное. Ведь трудно назвать исконно российскими автомобилями последние новинки «АвтоВАЗа», которые постепенно вытеснили с конвейера «классику» и заняли практически всю модельную линейку лидера отечественного автопрома.
Автобусы быстрее всех
Если производство легковых автомобилей в России за 2012 год выросло почти на 13% (около 2 млн штук), то производство грузовых автомобилей увеличилось всего на 0,1% по сравнению с 2011 годом, до чуть больше 200 тыс. машин. Из них отечественные модели — 173 тыс. При этом выпуск собственных моделей сократился на 3,7%, а иностранных марок — увеличился на 28,9%. Зато российское производство автобусов в 2012 году выросло на 30%, до 56,31 тыс. штук. Из них 46,39 тыс. — это отечественные модели. Их производство увеличилось на 37,9%. Производство автобусов иностранных марок выросло на 2,6%, до 9,92 тыс. машин.
Подготовлено по материалам «РИА Рейтинг»