На Западе клиентские сайты пользуются популярностью, они приносят своим владельцам немалую прибыль. Не зря американский ресурс loopnet.com, насчитывающий 5,8 млн зарегистрированных пользователей, был продан за $860 млн. «Эти ресурсы действительно способны исключить брокерские услуги из процесса, поскольку помимо довольно подробных сведений о самом объекте содержат и контактную информацию», — говорит Ирина Бондарева, старший директор отдела офисной недвижимости Cushman & Wakefield.
Среди таких сайтов — officelord.ru, чей контент пополняют сами арендодатели. Собственники не только могут самостоятельно обновлять информацию по своим площадям, «но и получают доступ к анализу объектов конкурентов», говорит Алексей Игнатов, соучредитель проекта. По сути дела, речь идет о возможности ознакомиться с ценовой политикой на рынке и точнее сориентироваться в установлении собственных расценок. В свою очередь арендатор получает прямой доступ к актуальной электронной базе, что позволяет экономить время и деньги. По словам Игнатова, комиссионные агентств недвижимости в среднем по рынку составляют от 50 до 100% месячной арендной платы.
В отличие от клиентских сайтов база большинства порталов недвижимости содержит объявления не только от арендодателей, но и от риэлторов, и такие ресурсы тоже имеют свои преимущества. По словам Георгия Дзагурова, генерального директора Penny Lane Realty, компания не только рекомендует клиентам давать объявления на подобных ресурсах, но и сама размещает рекламу. «Нам известно более 40 таких ресурсов, которые существуют независимо от сайтов профессиональных риэлторских агентств. Их наличие — объективная реальность, навеянная самим рынком», — говорит Дзагуров. Так, на сайте https://www.allmoscowoffices.ru можно найти офис в 1036 зданиях столицы. При этом можно выбрать параметры поиска: по метражу, цене, качеству отделки, близости к определенной станции метро и другие. Пользователи могут как сдать свой офис, так и снять его. Нужно лишь заполнить форму поиска, по результатам которого ресурс предложит список объектов, причем сразу на карте. На сайте https://mycitadel.ru/ пользователям предлагается самостоятельно подобрать себе офис, а затем связаться напрямую с собственниками, не выплачивая никому комиссий. Сайт realty-inform.ru предлагает помещения не только под офисы, но и под любое другое коммерческое назначение — автомойку, аптеку, банк, салон красоты, ресторан, обменный пункт или медицинский кабинет.
Эксперты признают, что онлайн-базы удобны, если речь идет о небольших площадях — до 2 тыс. кв м. Хлеб крупных сделок интернет-ресурсы вряд ли отберут. Анализ закрытых масштабных сделок показывает, что большая их часть, в особенности от 10 тыс. кв. м, заключается все-таки с привлечением консультанта, говорит Ирина Постникова, старший консультант отдела офисных помещений компании CBRE.
Большинство опрошенных «МН» консультантов по офисной недвижимости скептически отнеслись к возможности конкуренции со стороны клиентских сайтов. «Многие вопросы, неминуемо возникающие в процессе общения арендодателя и будущего арендатора, гораздо эффективнее и оперативнее решаются при участии брокеров, которые знают и понимают цели обеих сторон, а потому способны предлагать оптимальные решения», — отметила Ирина Бондарева. «Без посредников этот рынок вообще неэффективен, к этому давным-давно пришли во всем развитом капиталистическом мире», — отмечает Алексей Богданов, директор департамента офисной недвижимости S.A. Ricci.