Компания «Российские железные дороги» хочет приучить россиян делать покупки на железнодорожных вокзалах. Чтобы избавить потребителей от негативного мнения о товарах, которые пассажиры покупают в поездках, компания будет выбирать лучших торговцев, которые смогут повесить на свою продукцию бирки «Куплено на вокзале».
В компании предполагают, что такие бирки будут говорить о качестве и престиже покупки, которую сделал пассажир. Руководитель пресс-службы РЖД Дмитрий Перцев рассказал, что железнодорожников заинтересовал опыт испанских коллег из компании Renfe, которая уже использует подобный знак. Как объясняет Сергей Абрамов, начальник дирекции железнодорожных вокзалов, зеленые бирки с белой надписью «Куплено на вокзале» – один из элементов программы по совершенствованию инфраструктуры РЖД, такими бирками будут отмечены лучшие операторы розничной торговли и питания. Предполагается, что знак будет присвоен сетевым поставщикам услуг, работающим на вокзалах. Он будет свидетельствовать, что их продукция соответствует установленным стандартам, говорит Абрамов. Никакой специальной платы за участие в программе РЖД с арендаторов брать не будет.
Программа пока только в самом начале реализации. В середине ноября РЖД и ее партнер компания «Рейлвей Сервис», которая в будущем году планирует открыть торговый центр на втором этаже Казанского вокзала, подали заявку в Роспатент на регистрацию бренда «Куплено на вокзале». Кроме того, по словам Сергея Абрамова, уже есть технические стандарты на продукты питания, в следующем году они будут разработаны и для других товаров. Фактически только в 2012 году программа лояльности начнет работу в пилотном режиме, сначала на московских вокзалах, а затем по всей России.
Куратор исследовательского центра бренд-менеджмента и бренд-технологий (RCB&B) Николас Коро называет задумку РЖД неплохой, но, по его мнению, она будет работать только в том случае, если присвоение бирок «КнВ» будут сопровождаться информационно-рекламной активностью и гарантией качества. «Памятуя о народной присказке «хочешь покончить жизнь самоубийством – купи чебурек на вокзале», можно сказать, что РЖД только при помощи доброй иронии сумеет сломать стереотип ужасов привокзальной торговли, — объясняет маркетолог. — Но к бирке должна быть приложена гарантия строгого отбора поставщиков». Идеалом для стремлений РЖД должны быть аэропортовские магазины беспошлинной торговли. Магазины гарантируют качество и низкую цену, при этом никого не смущает маркировка на пакете.
Максим Смолиговец, директор по развитию группы компаний «Технологии и питание» (работает под брендом «Крошка картошка»), пока о новой программе не слышал. Его компания с лета 2011 года ведет переговоры с РЖД о возможности аренды помещения на вокзальных фудкортах, которые собирается организовать компания. Напомним, что в августе 2008 года РЖД разработала и приняла Концепцию эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов до 2015 года, которая помимо прочего направлена на повышение коммерческого и инвестиционного потенциала вокзалов. По этой программе в сентябре 2011 года РЖД собиралась открыть первый фудкорт на Ленинградском вокзале. Железнодорожники даже договорились с несколькими российскими и иностранными фастфуд-сетями. Однако, по словам Максима Смолиговца, в помещении, где должен был разместиться ресторанный дворик, все еще идет ремонт.
Планы модернизации и благоустройства вокзалов вообще воплощаются небыстро. В 2009 году разыгрывались тендеры на места для аптечных сетей, салонов сотовой связи, вендинговых аппаратов. Однако конкурсы не вызвали большого ажиотажа. Кроме того, к новому 2012 году должен был начать работу торговый центр на втором этаже Казанского вокзала с торговой площадью 3 тыс. кв. м, но скорее всего к этому сроку он открыт не будет.