Мобильные операторы рассказали, сколько заработали на мобильном интернете в третьем квартале 2011 года. Больше получает тот, кто построил самую большую сеть 3G: лидируют «Мегафон» и МТС, «Вымпелком» числится в догоняющих.
Мобильный интернет, или услуги мобильной передачи данных, как называют его сами компании, остается самой быстрорастущей частью бизнеса сотовых операторов. Если посмотреть на данные третьего квартала 2011 года, то видно, что за 12 месяцев выручка у «большой тройки» в этом сегменте выросла почти в полтора раза. По расчетам ведущего аналитика компании Mobile Review Эльдара Муртазина, сегмент, контролируемый «большой тройкой», делится так: на долю «Мегафона» приходится 40% клиентов, пользующихся мобильным интернетом, второе место занято МТС, контролирующей 36% этого сегмента рынка, а остальные 24% приходятся на «Вымпелком».
При этом прирост количества пользователей различных 3G-модемов, планшетных компьютеров и навигаторов был даже выше. Например, МТС отчиталась, что продажи SIM-карт для 3G-модемов, «планшетов» и навигаторов выросли вдвое. Если за первые девять месяцев 2010 года было продано 1,7 млн «симок» с дата-тарифами, то по итогам трех кварталов текущего года этот показатель вырос до 3,5 млн. Такая разница связана в том числе и с тем, что мегабайт мобильного трафика постоянно дешевеет.
При этом, по словам опрошенных «Московскими Новостями» экспертов, есть прямая зависимость между выручкой в сегменте мобильного интернета и покрытием территории страны сетями 3G. По словам аналитика iKS Consulting Максима Савватина, основным критерием выбора клиентом того или иного оператора для своего 3G-модема или «планшетника» является качество работы 3G-сети, поскольку цены на мобильный интернет от разных операторов очень близки. «Если мы говорим о телефонах или смартфонах, то зачастую люди «привязаны» к определенному оператору, поскольку невозможно сменить компанию, не сменив телефонный номер, а это означает потерю части контактов, что для многих неприемлемо», - говорит он. А в случае с SIM-картами для устройств мобильного доступа в интернет типа ноутбуков или «планшетов» телефонный номер не имеет никакого значения. Поэтому клиенту ничего не мешает сменить оператора в случае, если его не устраивает качество услуг. Кроме того, на выбор абонентов влияет «народная молва» и советы друзей, уверен аналитик информационно-аналитического агентства «М-Форум» Алексей Бойко.
Именно поэтому «Вымпелкому» до сих пор «аукается» решение о снижении затрат на строительство сетей в России в кризисные годы – сейчас компания сильно отстает по покрытию территорий. По словам Муртазина, «Вымпелком» позже всех начал развертывать сеть 3G в России, да и финансирование строительства велось не в тех объемах, которые были необходимы для строительства конкурентноспособной сети. В итоге у «Вымпелкома» имеются проблемы с покрытием как за МКАД, так и, в меньшей степени, в Москве, говорит аналитик информационно-аналитического агентства «М-Форум» Алексей Бойко.
И действительно, исследование качества покрытия операторов «большой тройки» внутри Садового кольца, проведенное в первом полугодии 2011 года польской компанией Systemics PAB, показывает, что «Вымпелком» отстает. Средняя скорость передачи данных у МТС составляла в ходе замеров порядка 2,7 мегабита в секунду (Мбит/сек), у «Мегафона» - 2,1 Мбит/сек, а у «Вымпелкома» - 1,4 Мбит/сек. Максимальная же скорость разнилась еще сильнее: 10,8 Мбит/сек у МТС против 7 Мбит/сек у «Мегафона» и 3,7 Мбит/сек у «Вымпелкома». Аналогичная ситуация вырисовывается и с покрытием московского метро сетью 3G.
Согласно данным исследования, проведенным информационно-аналитическим порталом gToday.ru, по состоянию на начало августа «Мегафон» покрывал сетью 3G 107 станций и 12 перегонов московского метро, МТС – 67 и 22, а «Вымпелком» - 43 и 13 соответственно. При этом интересно, что исследование скорости мобильного интернета на вокзалах Москвы, проведенное gToday.ru, показало, что средняя скорость у «Мегафона» составила 2,9 Мбит/сек, «Вымпелкома» - 891 килобит в секунду (Кбит/сек), а МТС – 809 Кбит/сек. Правда исследователи отмечают, что скорость может очень сильно зависеть от загруженности базовых станций оператора. И, возможно, в разные дни операторы в каждом конкретном месте показывают совсем разные результаты.
Несмотря на не слишком оптимистичные результаты «Вымпелкома», эксперты отмечают, что компания пытается агрессивно наращивать покрытие своей сети 3G. Сейчас сеть «Вымпелкома» в московском регионе практически ограничивается пределами МКАД, но уже в ближайшие год-два ожидается значительный прогресс в этом вопросе, отметил Максим Савватин.