В 2010 году Россия вышла в лидеры среди европейских стран по объемам строящихся торговых центров. В Европе количество возводимых объектов сократилось на 30%. В нашей стране торговые площади все еще в дефиците, и бурное строительство продолжается.
По подсчетам аналитического отдела Cushman & Wakefield (американская компания, специализирующаяся на коммерческой недвижимости), 40% объемов строящихся сейчас в Европе торговых площадей приходится на Россию и Турцию. Кроме них в пятерку стран с самыми высокими объемами строительства вошла Италия (1 млн кв. м), Франция (891 тыс. кв. м) и Испания (697 тыс. кв. м).
В ближайшее время в России будет введено в эксплуатацию около 50 новых торговых центров общей площадью более 3 млн кв. м. Однако этого мало. Спрос на помещения продолжает расти. 70% площадей разбирается якорными арендаторами (ритейлерами) уже на этапе строительства.
На дефицит площадей указывают и авторы исследования. В течение 2010 года в Москве и Санкт-Петербурге построили только два проекта мирового класса: ТРЦ Vegas в Москве (130 тыс. кв. м) и ТРЦ Galeria в Санкт-Петербурге (93 тыс. кв. м). Первый аутлет (гипермаркет, распродающий люксовую одежду прошлых коллекций) Fashion House Moscow начнут строить только в апреле. «Сегодня торговых объектов современного уровня в Москве строится меньше, чем пару лет назад, — согласна руководитель отдела исследований и консалтинга «Магазин магазинов в ассоциации с CB Richard Ellis» Наталья Рудакова. — И в ближайшее время строительство новых качественных торговых центров начато не будет. Поэтому можно ожидать еще большего падения объемов предложения арендных площадей».
В Европе проблемы с торговыми площадями нет, поэтому там сейчас наблюдается самый резкий за последние 27 лет спад строительства торговых центров. «В Западной Европе давно есть разные сегменты торговых центров: от молов до ритейл-парков и аутлет-центров, — отмечает аналитик девелоперской компании Jones LangLaSalle Олеся Черданцева. — Восточная Европа активно застраивалась в последние два года. Для примера: в Варшаве в 2011 году на 1000 жителей приходится более 600 кв. м торговых площадей, в то время как в России только 299 кв. м».
Востребованность торговых помещений в России приводит к увеличению их арендной стоимости. По данным Cushman & Wakefield, рост составляет 5–7% в квартал. Аналитик девелоперской компании Jones LangLaSalle Олеся Черданцева отмечает, что по причине дефицита торговых площадей в Москве наблюдаются одни из самых высоких ставок аренды в Европе. Сегодня, по ее словам, количество площадей не соответствует запросам торговых компаний, желающих выйти на российский рынок или расширить здесь свое присутствие.
Новые марки борются за выход на российский рынок и стараются арендовать площади в торговых центрах, пока те еще не заполнены, говорит эксперт аналитической компании Estel Group Дарья Ядерная. Это позволяет компаниям найти удобный формат для магазина и заключить договор о долгосрочной аренде на льготных условиях. На российский рынок в 2011 году собираются выйти такие марки, как American Eagle и Bath, а планируют расширить свое присутствие Mango, Zara, H&M и Stockmann.
Самая большая стройка Европы
Россиянам не хватает торговых центров
Наверх