— Советы потребителей, которые президент поручил создать правительству, призваны ограничить аппетиты естественных монополий — и при формировании их инвестиционных программ, и в отношении предлагаемых ими тарифов на услуги. Правительственная рабочая группа, которую вы возглавляете, разработала механизмы общественного контроля и предложила усовершенствованные формы раскрытия информации естественными монополиями. Как на практике это будет работать?
— Советы потребителей должны проводить технологический и ценовой аудит инвестиций госкомпаний и естественных монополий с участием потребителей. Сначала будут оцениваться технологии, на основе которых формируются инвестпрограммы, их стоимость и эффективность. Инвестпроект ведь можно реализовать как на базе дорогих и неокупаемых за счет тарифов и госрасходов технологий, так и на базе дешевых, но не всегда надежных. Простой пример — можно построить мост и из композитных материалов, но он будет «золотым». Затем советы должны будут оценивать сами инвестпрограммы, создаваемые объекты и тарифные заявки монополий. В том числе смотреть, не перекладывается ли на потребителей то, что должна оплачивать сама госкомпания. И, наконец, советы будут вести контроль исполнения проектов — сроки, качество, соблюдение стоимостных параметров.
Мы предлагаем обязать естественные монополии размещать заявки на инвестпроекты и, возможно, тарифные заявки на портале госуслуг
Михаил Абызов министр по вопросам открытого правительства
Для того чтобы такой контроль стал возможен, необходимо по каждой естественной монополии прописать четкий регламент рассмотрения ее инвестпроектов в министерствах. Чтобы не было разночтений: когда в тарифный орган идет одна информация, а министерством при утверждении инвестпроекта выдается другая. Уже два месяца в формате открытого правительства работает специально созданная рабочая группа, члены которой предлагают обязать естественные монополии размещать заявки на инвестпроекты и, возможно, тарифные заявки на портале госуслуг. Причем вся информация будет в формате открытых данных — в машиночитаемом виде. Также общим мнением экспертов стала необходимость повышения информационной прозрачности естественных монополий. Иначе возможности осуществления общественного контроля сильно ограничиваются, советы не смогут работать эффективно. Новые формы раскрытия информации об инвестиционных проектах субъектами естественных монополий будут разработаны и утверждены правительством РФ до конца текущего года.
— А как заставить естественные монополии давать советам полную информацию? Ведь они всегда могут сослаться на коммерческую тайну.
— Рабочая группа сошлась на том, что закрытой может быть только информация, составляющая гостайну. Коммерческой тайны у естественных монополий быть не может. Их услуги оплачивают все граждане и государство, их риски минимизирует фактически вся государственная система. Они находятся вне конкурентного поля. У них изначально есть преимущество, поэтому должны вести свою деятельность открыто. Но чтобы обеспечить раскрытие естественными монополиями информации, необходимо будет внести изменения в несколько федеральных законов.
— Но даже при этих условиях смогут ли советы работать эффективно? Здесь требуется работа высококвалифицированных кадров, и советы не должны попасть под каблук монополий.
— Во-первых, изначально предложена схема, когда каждый совет работает не только с данной естественной монополией, а по всей цепочке — с Федеральной службой по тарифам (ФСТ), отраслевым министерством. Во-вторых, сам принцип формирования советов должен обеспечить их независимость и сделать максимально работоспособными. Эксперты предложили формировать советы из 16 человек, которые профессионально подходят для этой работы . В них будут входить четыре независимых члена от Экспертного совета при правительстве, четыре представителя от четырех бизнес-объединений — ТПП, РСПП, «Деловой России» и ОПОРЫ, четыре — от отраслевых общественных организаций, четыре — от общественных организаций, причем четверка бизнес-объединений совместно с Общественной палатой РФ решаетот каких.
Таким образом, обеспечивается представительство интересов всех потребителей — и крупных, и малых, и средних. Советы также будут анализировать и обобщать предложения потребителей, аккумулирующиеся на сайте госуслуг. В советах должны быть представлены и регионы, так как сейчас зачастую слабо учитывается, как федеральные решения по естественным монополиям отражаются на региональном уровне.
Кстати, Минэнерго в тестовом режиме уже запустил процесс общественного технологического и ценового аудита инвестпрограмм Росавтодора (по четырем участкам) и «РусГидро» (по строительству четырех генерирующих объектов на Дальнем Востоке), а также проводил общественное обсуждение инвестпрограммы ФСК («Россети»). Эксперимент показал, что такой механизм работает. Многие заявки после общественного обсуждения были сняты. Этот опыт был использован рабочей группой при подготовке предложений.
Сам принцип формирования советов должен обеспечить их независимость и сделать максимально работоспособными
— Кроме Советов потребителей при естественных монополиях предлагается создавать по одному такому совету и в каждом регионе.
— Эксперты пришли к выводу, что если такой региональный совет будет просто при региональной службе по тарифам, то он не сможет быть эффективным. Потому что тарифы и инвестобъекты в регионах фактически определяются в кабинетах руководства области. Поэтому есть предложение, что состав совета сначала должен утверждаться местным заксобранием по представлению Общественной палаты. И потом уже согласовываться губернатором. А все разногласия можно будет поднимать на уровень ФСТ с участием профильного Совета потребителей.
— А если у самих советов возникают разногласия с естественной монополией, министерством, ФСТ и так далее, то как будет учитываться мнение потребителей? Ведь вы не даете им право вето на решения монополий и ФСТ.
— Все разногласия выносятся на профильные правительственные комиссии и рассматриваются там. Для этого у совета должно быть консолидированное мнение, которое поддержали две трети его членов.