— Какой ключевой вопрос повестки форума вы можете выделить? Какие обсуждения наиболее актуальны для АСИ?
— Ключевой вопрос для нас — это вопрос глобальной конкурентоспособности. В ситуации стагнации мировой экономики конкуренция за ресурсы предельно обостряется. Для АСИ форум интересен тем, что мы в этих дискуссиях можем понять, насколько темп, которым идем мы в вопросах улучшения бизнес-климата, соответствует темпам в других странах. И второе — для агентства очень важно не изобретать велосипед. Все виды велосипедов в принципе уже существуют. Базовые принципы работы с инвесторами, работы по улучшению инвестклимата в принципе одинаковы для всех. Конечно, есть велосипеды шоссейные, а есть горные. Наверное, наш велосипед пока должен быть для грунтовых дорог. Учет специфики РФ — это как раз наличие мощного протектора на шинах, чтобы в любых условиях он удерживался. Чтобы мы не занимались придумыванием новых сущностей, а все-таки ориентировались на мировой опыт. Хотя и с учетом нашей специфики.
Андрей Никитин, глава Агентства стратегических инициатив
— Вы будете представлять новые пакеты мер, «дорожные карты»?
— Каких-то глобальных предложений у нас на форуме не будет. Но ряд важных вопросов мы постараемся в дискуссиях затронуть. Мы сейчас, в том числе и с Российским фондом прямых инвестиций, активно размышляем над тем, как связать задачу по привлечению зарубежных инвесторов, которой занимается фонд, с теми компетенциями, которые у нас возникают в работе с конкретными регионами. На декабрьском Госсовете мы говорили о необходимости формирования инвестиционной карты России. Мы сейчас этим занимаемся. Когда регион начинает внедрять разработанный нами инвестиционный стандарт и инвестстратегию, он сам начинает понимать, какие у него ресурсы и возможности. В результате мы реально узнаем возможности региона: его кадровые компетенции, его ресурсную базу, логистику, инфраструктуру. После чего мы берем карту России и наполняем конкретный регион конкретным содержанием.
— То есть потенциальный инвестор видит, куда он может вложить деньги?
— Если он уже готов рассматривать Россию как страну для вложения инвестиций, то у него встает вопрос: а куда? С помощью карты мы можем сказать: под ваши желания у нас есть, например, четыре региона, которые готовят специалистов в нужной области, из этих четырех регионов два находятся на западе, два на востоке. Наилучшие условия по льготам предлагает такой-то регион, наибольший запас по энергомощностям в таком-то регионе. Дальше инвестор выбирает два-три региона, которые он хотел бы посмотреть. И мы его передаем тому региональному агентству развития, которое там существует. Но если регион не занимается внедрением стандарта или занимается этим формально, а такие регионы есть, то мы его, считайте, не знаем, на карте не видим и не рассматриваем. Конечно, есть объективные факторы дифференциации регионов, в том числе, например, географический. Но есть и другая проблема. У нас по пальцам можно пересчитать компании, которые были созданы за 20 постсоветских лет и стали, так сказать, национальными чемпионами.
С учетом глобальной повестки именно создание образа России как места для инвестиций — наша задача
Для российского инвестора, который успешен в каком-то регионе, бывает просто страшно переходить в другой регион. Я это знаю, потому что сам работал в бизнесе. Почитаешь газету, а там коррупция, милиция, непонятно что. Мы должны создать такую систему, чтобы у наших предпринимателей возникали возможности для масштабирования своего бизнеса по крайней мере внутри страны.
— Иными словами, речь о создании системы привлечения инвестиций.
— Именно об этом. О ее необходимости президент говорил и на Госсовете, и в послании Федеральному собранию. Вот мы ее сейчас совместно с коллегами активно обсуждаем и строим. И надеюсь, что на питерском форуме мы в определенном смысле поставим финальную точку в обсуждении. Мы будем предлагать руководству страны конкретные варианты, как должна выглядеть эта система. АСИ будет частью этой системы в области своей компетенции. Я думаю, что с учетом глобальной повестки именно создание образа России как места для инвестиций — наша задача.