—Какие успехи, на ваш взгляд, были достигнуты в ходе российского председательства?
— Я считаю, что достижением нашей «бизнес-двадцатки» является то, что нам наконец удалось обобщить все рекомендации, которые были сделаны на разных саммитах, и оценить эффективность.
— Могли бы вы выделить самые приоритетные рекомендации, которые нуждаются в скорейшем воплощении?
— Финансирование инвестиций в инфраструктуру, включая создание специального фонда подготовки проектов. Есть идея создания многостороннего фонда для подготовки трансграничных инфраструктурных проектов.
Александр Шохин, председатель «бизнес-двадцатки», президент Российского союза промышленников и предпринимателей
— Что может получить российская экономика от реализации рекомендаций «бизнес-двадцатки»?
— Национальные инфраструктурные проекты в России встраиваются в общую схему глобальных поставок. Дальний Восток — морские порты, логистические центры, контейнерные терминалы — это торговый мостик между АТР и Европой. В наших интересах добиться утверждения этих рекомендаций, поскольку мы хорошо вписываемся в глобальные транспортные инфраструктурные проекты. То же самое в отношении телекоммуникационной инфраструктуры. Понятно, что Россия, по территории которой это все может пройти, крайне заинтересована в таких проектах.
Надо чтобы и у других стран был интерес. Речь идет о создании фонда подготовки проектов, а институты, которые кредитуют и финансируют, есть. Тот же Всемирный банк или суверенные фонды стран — членов «двадцатки». Есть инструменты, важно, чтобы были проекты. Мы создаем фонд для подготовки этих проектов. Мы нащупываем такие пути, где страны, заинтересованные в развитии частно-государственного партнерства, смогут сформулировать такие проекты.
— Какие совместные проекты вы могли бы назвать?
— В целом это использование транзитного потенциала России. Это и телекоммуникации, это и железнодорожные перевозки и морские. Сейчас груз из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу по морю идет 28 дней. По железной дороге с учетом перегрузки в портах Приморья мы можем его перебросить за десять дней.
Нельзя одновременно заниматься финансовой консолидацией, сокращая инвестиции в экономику, и требовать от бизнеса создания рабочих мест
Но наш Дальний Восток с точки зрения логистики — это «бутылочное горлышко». Туда нужны серьезные вложения. На данный момент мощности сингапурского порта такие же, как мощности наших портов Приморья вместе взятых. Стало быть, надо на порядок увеличивать транспортные мощности. Вторые пути нужны. В этих проектах должна быть заинтересована не только Россия, как страна, привлекающая инвестиции, но другие страны, которые должны видеть выгоды использования российского транзитного потенциала. А когда растают льды в Арктике, то тогда и Северный морской путь появится.
— От принятия каких решений вам хотелось бы предостеречь руководителей стран «двадцатки»? В чем вы видите свою основную задачу на данный момент?
— Тезис о том, что финансовая консолидация не должна препятствовать экономическому росту, а бюджетные деньги надо пускать не на поддержку плохих банков или выкуп плохих долгов, а на поддержку экономического роста — вот это понимание как раз сейчас и формируется.
Наша задача как «бизнес-двадцатки» как раз в том и состоит, чтобы главы государств и правительств не только обсуждали сокращение дефицита бюджета и суверенного долга или схемы управления суверенным долгом. Это, конечно, приоритет, и мы отдаем его на откуп правительству. Но наша задача, чтобы методы решения этих проблем не препятствовали экономическому росту. Отсюда и тема инвестиций в инфраструктуру, как драйвер экономического роста и создания налоговой базы в будущем.
Нельзя одновременно заниматься финансовой консолидацией, сокращая инвестиции в экономику, и требовать от бизнеса создания рабочих мест. Если нам эту логику удастся довести до финальных документов «большой двадцатки», мы будем считать это большим успехом.
Беседовал Глеб Брянский, агентство ПРАЙМ