Рубрика: Бизнес

Бизнесмены инвестируют в стартапы вместо протестов

Гендиректор московского Центра инновационного развития о социальной ответственности и «правильных» предпринимателях
13 ноября 16:46МитеваЦветелина Митева
Константин Фокин

Генеральный директор Центра инновационного развития и по совместительству президент Национальной Ассоциации Бизнес-ангелов Константин Фокин

В мировом рейтинге инновационных городов Москва занимает сегодня 97-е место. Недавно столичное правительство взялось за решительные меры – в городе заработал Центр инновационного развития (ЦИР), призванный наладить контакты между предпринимателями и инвесторами, заинтересованными в развитии инновационного бизнеса. «МН» поговорили с Константином Фокиным, генеральным директором центра и по совместительству президентом Национальной Ассоциации Бизнес-ангелов (НАБА) о перспективах нового начинания и том, почему успешные предприниматели готовы бесплатно наставлять новичков.
 

— Как был создан ЦИР?

— Необходимость инновационного развития в стране зазвучала года два-три назад. При этом Москва оставалась от этой темы в стороне — по объективным и субъективным причинам. Объективные — понятно, что для Москвы инновации не были и никогда не будут единственным источником роста и развития, пополнения бюджета и занятости людей. Но как только сменилось московское правительство, прошли первые полгода-год, и самый простой и примитивный порядок в доме был наведен, ситуация была взята под контроль — и тема эта вышла вперед. Встал вопрос, каким город должен быть через несколько лет, куда он движется. 1990-е и 2000-е ознаменовались хаотичной застройкой, хаотичным наращиванием ресурсов, людей, зданий и всего на свете. История почти тупиковая: вроде бы Москва — это центр и всех притягивает, но одновременно многие говорят, что от нее тошнит, в ней плохо жить, в ней очень плохой инвестиционный климат, словом странная ситуация. Поэтому встал вопрос о стратегии развития Москвы: каким город хочет быть, и как к этому прийти. Главная составляющая экономической политики, не беру социальную часть, это инновационное развитие в двух взаимоувязанных направлениях. Москва — большой и сложный в управлении город, а сложноуправляемая система требует самых современных технологий и решений для того, чтоб это все работало. Тысячи дорог и школ, миллионы людей — такой масштаб требует хороших работающих решений — это одна составляющая инновационного развития. С другой стороны, Москва — крупный серьезный производитель инновационных продуктов и решений. Поэтому столица должна стать местом, юрисдикцией, где хорошо компаниям и людям, которые такие решения создают. Это одна из составляющих экономической политики города. На сегодня появился проект специального закона, появилась специализированная программа, она действует с начала этого года — «Москва, инновационная столица России». Стало понятно, что кто-то должен координировать все эти усилия и действия. Так появился центр.

— Какую помощь он будет оказывать предпринимателям?

— Центр инновационного развития – единое окно, куда любой предприниматель (или человек, который хочет им стать), или компания, которая хочет сделать проект, может обратиться и получить информацию – где деньги лежат, где площадки, какие административные процессы, как принять участие в госзакупках. Это такая базовая функция – на ней никто не зарабатывает, но она не такая тривиальная, как кажется. Это целый спектр работы с инновационным сегментом столицы.

Первыми, самыми простыми шагами станет поддержка стартапов, новичков в инновационной сфере. Правда, просматривать бизнес-планы, оценивать их привлекательность и представлять их инвесторам мы не будем – это профессиональная работа. Нет и не будет одной большой волшебной красной кнопки, на которую нажал – и получил денег, грантов. Наша задача – дать людям правильное направление, к кому нужно обратиться. Основная информация размещена на сайте. Она будет пополняться и обновляться регулярно. Вскоре появится возможность позвонить в call-центр. Понятно, что туда не посадишь самого высококвалифицированного специалиста, который будет отвечать на тысячи звонков. К примеру, если вы на ранней стадии, наш специалист сориентирует вас к кому обратиться – как вариант, в Сколково, Фонд Бортника или пойти к бизнес-ангелам. Какие-то вопросы, которые требуют более подробной дискуссии, но при этом интересны многим, будут обсуждаться в режиме вебинаров. Если возникает история серьезней, и человек понимает, что он хочет делать, у него есть деньги, и он говорит нам, что принял решение, где будет регистрировать компанию, то с ним мы будем работать уже в индивидуальном режиме. Это называется инвестиционное сопровождение проектов.

По всем направлениям у ЦИР есть конкретные целевые показатели. Например, в новом году мы должны провести не менее 5000 консультаций, осуществить не менее 5 значимых инфраструктурных проектов и помочь не менее 30 инвестиционным площадкам с сопровождением. Ключевой принцип, который положен в основу работы ЦИР – помочь преодолеть все трудности и сложности на пути становления Москвы как инновационной столицы, чтобы Москва стала привлекательной и удобной площадкой для предпринимателей и инвесторов. Нам крайне важно, чтобы перспективные молодые бизнесмены использовали возможности, которые предоставляет наш город. Хорошо, когда об этом начинает говорить человек, которого уважают. Хорошо, когда об этом говорит мэр, в случае если его уважают. К Собянину есть такое уважение. При этом все деньги, потраченные на создание агентства, на его функционирование, должны вернуться в бюджет. Это не социальная функция.

«Желание разбогатеть, которое соединяется с желанием сделать что-то в своей стране, — оно очень важно»

— Вы много общаетесь с предпринимателями. Расскажите, есть ли на ваш взгляд какие-то отличительные черты у нового поколения российских бизнесменов?

— Все предприниматели, мне кажется, похожи друг на друга в одном – они хотят что-то сделать и ищут для этого возможности, а не отговорки, почему это что-то сделать нельзя. Это было и в девяностые, и сейчас. Но в девяностых было больше вынужденных ситуаций, людям просто нечем было кормить семью и приходилось начинать торговать огурцами или шоколадками. Сейчас бизнес в большей степени становится осознанным выбором. Мы в этом плане, конечно, отстаем от развитых предпринимательских стран, но тенденция намечается и у нас. Студенты вдохновляются историями предпринимателей, которые сами, своим трудом и мозгами заработали деньги. И вот такие ребята заканчивают институты и начинают с товарищами делать свои стартапы.

— Можно ли сказать, что предпринимательство сейчас становится модным в нашей стране?

— Нет, пока о моде говорить преждевременно. Но тенденция популяризации предпринимательства в последние годы явно просматривается, и время работает на эту историю. Одна из задач ЦИР — создать вокруг предпринимательства правильный имидж, показать, что модно брать на себя риск, модно инвестировать в инновационные компании, создавать компании. Если провалишься, ничего страшного, тебя похвалят, а не отругают, еще дадут денег, дадут еще гранты и будут новые шансы преуспеть. Нужно показать предпринимателю, что когда он вырастет, налоги, которые с него начнут взимать, не будут наказанием — наоборот, ему скажут спасибо, пожмут руку, и предпринимателю не придется бежать со своей прибылью в другую страну, как это происходит сейчас.

— Кто такой правильный предприниматель, на ваш взгляд? Какие черты ему присущи?

— Это, конечно, очень субъективно, но мне нравятся предприниматели, которые хотят реально изменить жизнь окружающих. Если бизнес построен грамотно, они на нем заработают, но деньги для них лишь часть истории, а не главный приоритет. Еще по-человечески всегда приятно, когда ты видишь, что у бизнесмена есть свои моральные принципы и он, иногда может быть даже во вред своим краткосрочным интересам, принимает порядочные решения по отношению к людям, по отношению к клиентам. Этот подход больше иррациональный, чем рациональный, но в долгосрочной перспективе он в любом случае окупает себя. Кроме того я симпатизирую предпринимателям, которые идут в бизнес с открытыми глазами — понимают, что риск очень большой, и возможность провала тоже велика. Они понимают, что история рискованная, но не останавливаются, а говорят себе: «Блин, я все равно попробую!» Желание разбогатеть, которое соединяется с желанием сделать что-то в своей стране, — оно очень важно. Желание заработать деньги очень легко удовлетворить. А для того, чтоб получить дальнейший стимул, надо уметь видеть впереди какую-то перспективу.

«Каждый ищет для себя точку приложения усилий. У бизнесменов она чуть специфична — в сравнении с другими гражданами, они предпочитают действия рассуждениям»

— Что понимают сейчас предприниматели под социальной ответственностью бизнеса?

— Сейчас меняется общество в целом, и бизнесмены — как его часть. Раньше было холодно, голодно совсем, никого не волновало, что творится за порогом. Потом люди как-то навели порядок у себя дома, и постепенно начали интересоваться, что происходит вокруг — во дворе, городе, в стране. К примеру, возьмем недавнюю ситуацию с выборами и последовавшими за ними протестами. Многие люди думают: «Мы не хотим, чтоб нас постоянно обманывали, но и уезжать тоже не хотим. Мы должны придумать, что с этим делать». И каждый ищет для себя точку приложения усилий — в этом, в принципе, и есть социальная ответственность. У бизнесменов она чуть специфична — в сравнении с другими гражданами, они предпочитают действия рассуждениям. Например, в бизнес-ангельском сообществе есть несколько человек, которые ходят иногда на митинги, марши несогласных. В то же время общественные митинги и протесты — это не совсем про них. Успешные предприниматели задаются вопросом: «У нас есть навыки ведения бизнеса, кое-какие свободные деньги, и нам не нравится то, что происходит в стране, что нам делать»? Один из вариантов ответа — это помощь новичкам, тем, кто делает в бизнесе первые шаги. Мне нравятся такие рассуждения.

На днях должна быть зарегистрирована Российская ассоциация менторов, и наш центр сделал немало, чтобы этому поспособствовать. В Москве сейчас есть необходимая критическая масса потенциальных наставников, это люди с должным опытом в бизнесе, и самое главное, у них есть желание работать с молодыми. Менторство — ресурс незаменимый, его нельзя купить за деньги. Наставник — это не тот, кто хочет за сто или тысячу долларов провести часовую бизнес-консультацию, такому человеку это попросту неинтересно. Но если ты говоришь ему, что это поможет молодому предпринимателю создать новую перспективную компанию, часть людей соглашается. Так для них выражается социальная ответственность. Примерно треть моих знакомых уже дали согласие выступать в роли наставников — а это люди с хорошим образованием, зампреды банков, руководители венчурных фондов.

Святослав Седов, генеральный директор компании IPOboard, биржевой площадки, где размещаются стартапы на ранних стадиях развития (проект призван создать базу инвесторов и подготовить компании к публичному рынку):

«Достали люди, которые ходят и говорят, что ничего не получится. Рынок США уже переразвит и это только кажется, что там больше возможностей — на самом деле, пробиться в Америке еще труднее, чем в России. В нашей стране возможностей самореализоваться больше. Одна из задач, которые Константин выполняет, — это показать ребятам, что при всех равных условиях они могут использовать все свои возможности и остаться в России. Задача центра — показать, что в Москве есть такие возможности. На это начинают уже смотреть серьезно.

Центр должен попасть на радар тех, кто для себя принимает решение начать бизнес. Надо переломить весь негатив, который сложился в общественном мнении о сложности или даже невозможности вести свое дело в Москве. У людей нужно развивать навык вести себя в рыночной среде. Предприниматель должен понимать, что та среда, в которой он живет, и есть его предпринимательская среда. Для Константина важно показать, что не надо ждать завтрашнего дня, надо начинать работать сегодня.

Мы уверены, что сможем изменить сложившийся стереотип. Раньше слово «бизнес-ангел» нельзя было произнести – это просто дико звучало, а у Константина в НАБА их сейчас уже за 200. Перемена в восприятии бизнес-ангелов произошла буквально за последние несколько лет».

ТЕГИ: бизнес