Руководитель Департамента науки, промышленности и предпринимательства города Москвы Алексей Комиссаров: Если мы будем поддерживать ученых, инновационных предпринимателей, то в столице будет больше людей, с которыми нам с вами будет приятнее общаться и просто встречаться на улице.
— Департамент, которым вы руководите, объединяет три крупных сферы – науку, промышленную политику и бизнес. Раньше за их развитие в городе отвечали два ведомства. Почему решили объединить?
— Наука, особенно, если мы говорим про прикладную науку, не может быть оторвана ни от производства, ни от бизнеса. Проблема, которая существует в Москве, да и во всей России – крайне слабые связи между университетами, производством и реальным бизнесом. Одна из наших основных задач – способствовать развитию таких связей.
Мы спросили у крупных московских предприятий: готовы ли они дать заказы малому бизнесу? Они сказали: да, но мы не знаем, каким образом донести свои потребности до бизнеса. Мы спросили у малого бизнеса: хотели бы они решать какие-то задачи для крупного бизнеса, они сказали, что да, хотим, но не знаем, где найти информацию. Вот эти «но» мы и хотим преодолеть, наладив взаимовыгодную коммуникацию.
— Получается, департамент выступает в роли переговорщика для ученых, крупных предприятий и малого бизнеса?
— Да, это одна из наших задач, и решать мы ее стараемся различными способами. Например, мы сейчас реализуем программу «Коворкинг 2.0». Традиционный коворкинг — это рабочие места в аренду на какое-то время, а мы хотим сделать вокруг этой услуги еще и некую среду для общения. Причем общения между собой не только резидентов — тех, кто работает в коворкинге, но и сделать площадку, которая соединит крупный бизнес с малым, ученых с предпринимателям. Будем в этих центрах устраивать встречи по различным направлениям, связывать бизнес, предпринимательство с промышленностью и наукой.
Мы создаем условия для тех, кто готов расти, имеет идеи и потенциал роста.
— Где и когда в столице откроются коворкинг-центры?
— Первый начнет работу через месяц в Восточном округе, на базе центра поддержки предпринимательства. Сейчас идет работа по его обустройству. Мы его переделываем в более открытый для бизнеса формат, с несколькими десятками рабочих мест. До конца 2012 года откроем центр в Нагатине, сначала – на 50 рабочих мест, в начале 2013 года их число достигнет 300. А через год этот центр может стать крупнейшим в Европе.
В наших коворкингах мы не будем дотировать арендную ставку. Это предприятия, вполне себе комфортно живущее по бизнес-законам. Арендная ставка будет рыночной и будет конкурировать с частными коворкингами. Наша задача — предложить набор дополнительных уникальных услуг, включенных в стоимость этого места: консалтинговых, юридических, семинарских занятий. Мы не снижаем стоимость рабочего места как такового, а увеличиваем возможности для наиболее успешных предприятий, готовых развиваться. Мы создаем условия для тех, кто готов расти, имеет идеи и потенциал роста. Мы ориентируемся на такие компании. Они могут быть из разных секторов: от торговли фаст-фудом до инновационных стартапов. Мы их внутри этой большой площадки сможем развести – на «тихие» и «громкие» зоны, по интересам и по стилю работы.
— Уверена, большинство москвичей, к сожалению, не знают о ваших планах.
— Да, действительно, одна из основных проблем – недостаток информации. И это касается не только наших проектов, но и вообще жизни города. Должно быть больше реальных правдивых историй об ученых, промышленниках, предпринимателях, добившихся успеха. В первую очередь, через СМИ. Мы с вами очень мало знаем о наших предприятиях. Вот вы знаете, например, что столичная фабрика «Парижская коммуна» экспортирует обувь в Италию? Я когда узнал об этом, был приятно удивлен.
— Мне кажется, здесь важна не только роль СМИ, но и самих промышленников и предпринимателей. Бизнес ведь в большинстве своем не прозрачен.
— Да, необходима открытость. Мы в день города провели акцию «День без турникетов». Просто обратились к некоторым производствам, предложили им показать, как происходит заводской процесс. 30 предприятий с удовольствием присоединились к акции, и на экскурсии записалось более 10 тысяч москвичей. На некоторых предприятиях экскурсии уже расписаны до ноября. Мы поняли, что традицию надо продолжать. До конца года сформируем программу «Заводы – детям». Список предприятий пополнится.
Рынок сам заставит предприятия с устаревшими технологиями либо модернизироваться, либо уступить место более современным и экологичным.
— А нужна ли Москве промышленность? Немало экспертов предлагают освободить историческую столицу от производств, вывести предприятия на присоединенные территории. В пример приводят Берлин, Нью-Йорк, где не собирают грузовики и не отливают станки.
— Практически во всех мегаполисах мира промышленность играет большую роль в экономике. И в Берлине, и в Нью-Йорке есть и машиностроение, и химическая, и пищевая промышленность. Активно развиваются новейшие отрасли – биотехнологии, IT и другие. Кроме экономических соображений, решая судьбу предприятий в Москве, не стоит забывать и о социальной составляющей. К примеру, на «ЗиЛе» работают 5 тыс. человек. Правительством города было принято решение продолжить автомобильное производство на базе «ЗиЛа». Но площадь завода сократится с 300 до 50 га. Это будет компактное предприятие, использующее новейшее оборудование и технологии. «ЗиЛ» — очень сложная промзона, одна из крупнейших в столице.
— Что будет с остальными промзонами?
— Рынок сам заставит предприятия с устаревшими технологиями либо модернизироваться, либо уступить место более современным и экологичным. Что касается промзон – мы считаем, что обязательно должно применяться смешанное использование таких территорий. Это должна быть не коробка, закрытая забором, а часть городской среды – где кроме производственных цехов есть парки, магазины, бизнес— центры, кафе.
Освоение промзон — еще и одно из решений транспортной проблемы. У нас 2 млн москвичей ежедневно приезжают в центр на работу с окраин и уезжают из центра домой. Это связано с тем, что не хватает рабочих мест там, где люди живут. Если мы сможем предложить москвичам работу недалеко от дома, то мы положительно повлияем на внутреннюю миграцию.
— Как стимулировать развитие малого бизнеса вдали от центра? Приведите пример пусть не большого, но важного решения.
— У нас примерно неделю назад прошло заседание штаба по поддержке предпринимателей под председательством мэра Собянина. Один из вопросов, который обсуждался – отмена запрета на использование магистрального газа в нежилых помещениях жилых домов. Это ограничение очень актуально для рестораторов. Изначально этот запрет вводился в целях безопасности, но в результате безопасность от этого, наоборот, страдает. Недавние несчастные случаи — взрывы в ресторанах — произошли из-за использования газовых баллонов.
Собянин поставил задачу проанализировать и решить этот вопрос, обеспечив гарантии безопасности жителей. Если решение будет найдено, то это повлияет на экономическую целесообразность открытия кафе и ресторанов на периферии. Ведь легальная альтернатива газу для владельцев ресторанов — только электричество, которое во много раз дороже, и сегодня открывать точку питания на окраине не так выгодно. Поток небольшой, издержки достаточно высокие. Даже такие небольшие меры могут серьезно изменить ситуацию на рынке.
— Как финансово город помогает начинающим предпринимателям?
— Действует программа поддержки начинающих предпринимателей. Субсидии — до 500 тыс. рублей. Условие — обязательное софинансирование той же суммой. То есть, если вы хотите получить от города 500 тыс. рублей, вы должны доказать, что тоже вкладываете такую же сумму. Если готовы вложить, например, 300 тыс. рублей, то можете получить столько же от города.
Есть программа по компенсации процентной ставки по кредитам, которая решает несколько проблем — достигается долгосрочный эффект за счет привлечения кредитных денег, а еще мы уходим от процедуры экспертизы проектов, то есть, не ведется практически никакого отбора со стороны чиновников. Банки берут на себя риски по выдаче кредитов. Третий момент — стимулирование выхода из тени. Если предприятие берет кредит, оно вынуждено показывать свои обороты, свои доходы. Поэтому, поддерживая такое кредитование, мы решаем параллельно вопросы пополнения московской налоговой базы.
Еще одно направление — поддержка лизинга. Здесь примерно та же история, что и с кредитом, только компенсируем мы первый лизинговый взнос.
Мы в прошлом году изменили состав отборочной комиссии. Теперь больше половины членов комиссии — не чиновники, а представители общественных организаций — «Опоры России», «Деловой России», Ассоциации московских предпринимателей и других объединений. Заседание этой комиссии транслируется в интернете, каждый желающий может увидеть, как принимаются решения.
Планируем показать лучшим молодым инноваторам из-за рубежа, что Россия и Москва – это огромный рынок и большие возможности.
— В Москве огромной популярностью среди выпускников вузов пользуются семинары по эмиграции и стартапам за рубежом. Ребята хотят дорого «продать» себя и свои знания. Как остановить утечку мозгов из столицы?
— Да, молодым перспективным москвичам дают возможность поучиться за границей. Некоторые уезжают, к примеру, в Кремниевую долину, и остаются там. Но эту проблему нельзя решать «железным занавесом». Наоборот, надо предоставлять возможность получать опыт и учиться в других странах. Но вот прямую поддержку мы будем оказывать только тем, кто остается в столице и развивает свой бизнес здесь.
В Москве в конце октября — начале ноября пройдет Московский международный форум инновационного развития «Открытые инновации». Наш департамент — один из организаторов. Мы отвечаем в том числе за «молодежную часть». Планируем показать лучшим молодым инноваторам из-за рубежа, что Россия и Москва – это огромный рынок и большие возможности. Кстати, мы чувствуем конкуренцию за инноваторов и внутри России. Сейчас многие предприниматели могут выбирать, ехать им со своими проектами, к примеру, в Казань, Новосибирск, или другие города, где есть определенные льготы и условия, или оставаться в Москве? Наша задача их привлечь в наш город. И нас интересуют не только налоги для казны, а в первую очередь, люди. Если мы будем поддерживать ученых, инновационных предпринимателей, то в столице будет больше людей, с которыми нам с вами будет приятнее общаться и просто встречаться на улице.
— А вы сами никогда не задумывались о том, чтобы уехать из страны?
— Не рассматриваю такой вариант. Я — патриот своего города, своей страны, и не хочу уезжать. Когда занимался бизнесом, было много партнеров из разных стран. Учился в Англии, мог бы остаться там. Но я родился в Москве, здесь мои родные и близкие люди, я люблю этот город и хочу, чтобы и я, и мои три дочки, и будущие внуки жили и работали здесь.
- Контекст



