Рубрика: Бизнес

Ставку сделают

Британские власти собираются изменить правила игры для мирового банковского бизнеса
Махинации банка Barclays многие эксперты называют лишь верхушкой айсберга

Махинации банка Barclays многие эксперты называют лишь верхушкой айсберга

Мировой финансовый рынок может получить новый ориентир. На следующей неделе министерство финансов Великобритании должно представить свои предложения по изменению методов расчета ставки кредитования на межбанковском рынке, которая сейчас является главным мерилом стоимости заемных денег. Эксперты считают, что это популистский шаг финансовых властей, предпринятый после недавно вскрывшихся фактов манипулирования этим инструментом.
 

Британские финансовые власти раздумывают, сохранить или отказаться от Лондонской межбанковской ставки предложения (LIBOR). «Реформа может включать изменение технических определений, используемых для расчета LIBOR, и роли государственного контроля и надзора», — рассказал Financial Times глава британского управления по финансовым услугам FSA Мартин Уитли. Председатель Банка Англии Мервин Кинг пояснил Bloomberg, что новая ставка будет рассчитываться на данных о фактических торговых операциях, а не на опросах банкиров. «Расчеты LIBOR не будут основаны на тезисе «мое слово — это мой LIBOR», — заявил Кинг.

Фактически от ставки LIBOR зависит стоимость кредитов на мировом рынке. Думать о реформах заставил разгоревшийся нынешним летом скандал. Выяснилось, что крупнейшие банки договорились между собой, чтобы манипулировать ставками. Технология фиксации LIBOR прекрасно это позволяет. Фиксация ставки осуществляется следующим образом: уполномоченный агент Британской банковской ассоциации — агентство Thomson Reuters — в 11.00 по западноевропейскому времени обзванивает 16 ведущих банков Лондона, и спрашивает их котировки предложения процентных ставок на стандартные сроки от месяца до года. Для каждого периода из 16 полученных ставок отсекаются четыре самые низкие и четыре самые высокие, а из оставшихся получают среднее арифметическое значение, которое и публикуется как LIBOR. В 2010 году британские финансовые регуляторы заподозрили, что банки занижали ставки. Этим летом расследование дало свои результаты. Первый банк, подозреваемый в сговоре, Barclays, был оштрафован по этому делу на 290 млн фунтов. Аналогичное расследование было начато властями США.

LIBOR — это архаичная конструкция, которую давно следовало реформировать, считает экономист Олег Буклемишев. Однако нынешнее предложение британских властей вызывает много вопросов. «Переход к расчету ставки по реальным сделкам — это не выход. Представим, что произошло крупное банкротство а-ля Lehman Brothers. В такой ситуации никто никому не хочет одалживать денег и реальных сделок не происходит. Как в этом случае рассчитывать ставку? Непонятно, как финансовые власти собираются обходить эту проблему», — объясняет Буклемишев. Начальник торгового отдела инвесткомпании Rye, Man & Gor Securities Павел Дородников считает, что британский минфин таким образом пытается улучшить свою репутацию. В любом случае если реформа LIBOR все-таки будет проведена, на Россию она будет иметь косвенное влияние. «Британского фунта нет в бивалютной корзине, поэтому на рублевом рынке не произойдет особенных изменений», — объясняет Дородников.

Тем не менее российский ЦБ подготовил свой ответ на скандал со ставкой LIBOR. Регулятор предложил Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) заняться регулированием ставок отечественного денежного рынка RUONIA и MosPrime. Об этом сообщил заместитель председателя ЦБ Сергей Швецов на пресс-конференции во вторник. «Мы начали консультации с ФСФР — по аналогии с тем, что происходит в Лондоне, чтобы эти ставки оказались регулируемыми и был бы четкий контроль за манипулированием этими ставками», — заявил Швецов. Ставка RUONIA рассчитывается на основании информации о депозитных сделках 30 крупнейших российских банков между собой. ЦБ использует ставку RUONIA в качестве одного из индикаторов при анализе эффективности своей процентной политики. MosPrime — ставка предоставления рублевых кредитов (депозитов) на московском денежном рынке.