На туристическом рынке от валютных колебаний страдают пока не операторы, а агенты-посредники
Авиабилеты за границу не подорожали из-за резких колебаний курса рубля на этой неделе к основным валютам, чего опасались многие, более того, их стоимость снизилась. «Аэрофлот» впервые высказался за то, чтобы авиакомпании номинировали цены сразу в рублях, а не в евро, как это требуется сейчас. Туркомпании, напротив, рады, что большая часть туров на международном рынке тарифицирована в евровалюте, поскольку у них альтернативой может быть только доллар, а его скачки были еще резче.
Совет директоров ОАО «Аэрофлот», состоявшийся вечером 7 июня, среди прочих вопросов обсуждал «минимизацию открытой валютной позиции по евро», сообщила пресс-служба компании. Проще говоря, речь идет о том, чтобы при каждой возможности уменьшать объем остатков на счетах компании в евро. Поэтому правлению компании предложено подумать над возможностью сменить валюту тарификации международных перевозок с евро на рубли.
Действующий порядок тарификации международных рейсов из России установлен в 2006 году по рекомендации Международной ассоциации гражданской авиации (IATA). С тех пор цены и наших, и иностранных компаний устанавливают в евро, но билеты продаются пассажирам за рубли — в пересчете по официальному курсу Банка России. Регулярные авиаперевозчики пересчитывают этот курс раз в неделю по средам.
Скачки курса евро к рублю на завершающейся неделе привели главную авиакомпанию страны к выводу, что от действующей системы стоит отказаться. В период со 2 по 9 июня курс евро, установленный ЦБ, снизился на 1,7%. Для одной недели это довольно много, если учесть, что с конца апреля он вырос на 4,86%. Рублевые тарифы всех авиаперевозчиков, летающих в Россию, соответственно падают, когда слабее евро, и растут, когда евровалюта укрепляется по отношению к рублю. Но поскольку тариф меняется только раз в неделю, то если курс евро снижается внутри этого периода (как и произошло на днях), авиакомпания несет потери. В «Аэрофлоте» решили избежать этого, назначая цены сразу в рублях. Но, как пояснил вчера «МН» представитель компании, она не может сделать это в одностороннем порядке. Сначала необходимо получить единодушное одобрение всех остальных российских авиакомпаний, летающих за рубеж, а также IATA. Полного консенсуса по этому поводу среди отечественных авиаперевозчиков еще нет, «но большинство — за», пояснили в компании.
Отечественный турбизнес встревожен не меньше, ясной тактики здесь пока не выработано, и резкого повышения стоимости путевок, которого многие опасались, пока не произошло. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе рассказывает, что подавляющее большинство продаваемых в России турпакетов также тарифицировано в евро. «Счета в долларах российским туроператорам выставляют принимающие компании только в Турции и Египте», — говорит Ломидзе. И в данном случае это хорошо, поскольку доллар на этой неделе скакал еще резче, чем евро. С конца апреля он поднялся по отношению к рублю аж на 10,31%.
«Хотя эти два направления самые массовые в структуре выездного туризма из России, в финансовом смысле все остальные популярные европейские и азиатские направления весят больше, — уточняет Ломидзе. — Особенно если учесть, что средняя стоимость туров на многих из них выше, чем в Египте и Турции». По мнению директора АТОР, резкий разворот в тарифной политике туроператоров может случиться только в том случае, если резкие валютные колебания будут продолжаться значительное время, то есть «больше недели». Спрос сейчас высок, и туроператоры не хотят пока рисковать.
Наиболее уязвимы в этой ситуации агенты как посредники между туроператорами, организующими путешествие, и конечными покупателями туров, рассказывает директор турфирмы «Самарские путешествия» Дмитрий Воропаев. Стоимость зарубежных путевок зафиксирована в иностранной валюте, но турагент получает с клиентов плату в рублях по курсу и рассчитывается с туроператором тоже в рублях (на другой день или даже через два). «Если за день курс доллара меняется на 80 коп., то на столько же уменьшается маржа туроператора, — говорит Воропаев. — Средний тур стоит $1000, почти по рублю с каждого доллара — потери для небольшой фирмы получаются приличные».
Участники рынка опасаются, что если валютный кризис наберет обороты, спрос на туристические услуги упадет, и им придется резко снижать цены. То, что для клиентов безусловное благо, для туркомпаний может оказаться катастрофой. А вот для значительного подорожания туров операторы причин пока не видят.

