Рубрика: Бизнес

Дело техники

Перспективы лайнера SSJ-100 зависят от результатов расследования катастрофы в Индонезии
Самолет Superjet 100

Результаты расследования причин падения лайнера станут судьбоносными для коммерческих перспектив SSJ‑100 и репутации отечественного авиапрома

Вчера утром, 10 мая, спасатели обнаружили место падения самолета SSJ-100, пропавшего накануне во время демонстрационного полета в Индонезии. Выживших нет. Расследование причин падения лайнера только начинается, его результаты станут судьбоносными для коммерческих перспектив SSJ‑100 и репутации отечественного авиапрома.
 

Вчера утром, 10 мая, спасатели обнаружили место падения самолета SSJ-100, пропавшего накануне во время демонстрационного полета в Индонезии. Выживших нет. Расследование причин падения лайнера только начинается, его результаты станут судьбоносными для коммерческих перспектив SSJ‑100 и репутации отечественного авиапрома.

Уже к вечеру 9 мая, в день исчезновения российского самолета, местные спасатели пришли к выводу, что искать его следует на склонах горы Салак, в 60 км к северо-востоку от Джакарты, откуда лайнер отправился в последний полет с сотрудниками местных компаний-заказчиков и журналистами на борту. Вчера утром место падения было замечено с вертолета. Оно представляет собой проплешину на почти вертикальном лесистом склоне горы на высоте 1,6 км. Судя по реконструкции последнего полета SSJ-100, в этом месте самолет сделал непонятный маневр: он практически облетел гору вокруг, а потом развернулся и врезался в ее склон всего на несколько десятков метров ниже вершины.

Спасатели приблизились к горе Салак по земле, они должны приступить к работе сегодня, для начала им придется построить лестницы на склоне крутизной 80 градусов. Эвакуация тел погибших тоже начнется сегодня, на вертолетах. Президент компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС, разработчик SSJ-100) Владимир Присяжнюк сообщил в Москве, что на борту разбившегося самолета находилось 45 человек. Из них восемь были гражданами России, сотрудниками ГСС.

Расследование, которое фактически еще и не начиналось, будет рассматривать все возможные причины трагедии: ошибку пилотов, отказ техники и неблагоприятные погодные условия. Вчера в газете Jakarta Globe появилось интервью местного пилота, который считает, что в аварии виноват летчик, нарушивший норматив по минимуму высоты полета в горном районе. «То, что он снизился ниже 1,8 тыс. м, является нарушением минимально разрешенной высоты пролета над препятствиями. В этой местности минимально разрешенная высота составляет 3,3 тыс. м», — цитирует интервью Интерфакс. Однако ранее индонезийские авиационные власти признавали, что непосредственно перед катастрофой российский пилот запросил и получил у авиадиспетчера в Джакарте разрешение снизиться с 3 тыс. м до 1,6 тыс. м. То есть даже если будет установлено, что именно это решение привело к фатальным последствиям, ответственность за него станет предметом пристального разбирательства.

Тем временем эксперты оценивают возможное воздействие катастрофы в Джакарте на экспортные перспективы нового российского самолета. «Это имиджевый удар по авиации России, это просто пощечина», — эмоционально заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев. При этом он считает, что с технической стороны претензий к SSJ-100 не будет: «Самолет абсолютно надежный, он самый современный, на авиационном рынке выше самолета по технической вооруженности нет».

С Толбоевым согласен аналитик компании «Инвесткафе» Кирилл Маркин. «Для начала необходимо установить причину крушения самолета, только после этого можно говорить о каких-либо серьезных негативных последствиях для проекта Sukhoi Superjet, — говорит эксперт. — Впрочем, вне сомнения, случившееся накладывает определенный отпечаток на репутацию SSJ. От первопричины катастрофы будет зависеть коммерческая судьба проекта. Sukhoi Superjet является, без преувеличения, надеждой отечественного авиастроения. В случае технических неполадок это станет серьезным ударом для разработчиков и для поставщиков, а главное, на корню пресечет реализацию проекта SSJ, поскольку заказчики не станут рисковать жизнью людей».

Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, впрочем, считает, что единичное происшествие «не мешает коммерческому успеху самолета, технические и коммерческие характеристики которого удовлетворяют потребности рынка». Эксперт напомнил историю с Airbus A320, которая произошла 26 июня 1988 года. Авиакомпания Air France предоставила один из первых самолетов этой модели, которые она только что начала получать, для демонстрации на авиационном шоу в Мелузе. Самолет должен был медленно пройти над аэродромом на высоте около 50 м. Вместо этого он врезался в деревья неподалеку. Это была первая катастрофа A320. Расследование установило так много нарушений правил полетов, что даже не смогло однозначно сформулировать главную причину происшествия. Все это не помешало А320 стать одним из самых популярных и коммерчески успешных гражданских самолетов в истории мировой авиации. «Пока не будет официального заключения о причинах происшествия в Индонезии, никто из держателей твердых контрактов на SSJ не будет предпринимать никаких действий. Это же касается и потенциальных новых заказчиков. Решения о приобретении тех или иных воздушных судов никто никогда не принимает на основании эмоций, только на базе твердых фактов», — говорит Олег Пантелеев.

Крушение самолета SSJ-100 в Индонезии в краткосрочной перспективе негативно скажется на заказах на этот самолет, но не на рейтинге производителя — ГСС, заявило вчера агентство Fitch Ratings. По его версии, рейтинг ГСС находится на уровне ВBB, прогноз стабильный.

Индонезийская газета Jakarta Post написала вчера, что местная авиакомпания Kartika Airlines — ключевой заказчик ГСС в Индонезии — может отложить покупку SSJ‑100. Правда, эту информацию газета дала со ссылкой на анонимный источник в компании. Официально представитель Kartika Арифин Семан заявил изданию: «Мы дадим их команде возможность расследовать причину инцидента, который мог быть вызван неполадкой в двигателе, в контрольной или навигационной системе. Пока мы занимаем нейтральную позицию». Kartika в 2010 году заключила с ГСС контракт на поставку 30 самолетов SSJ-100 общей стоимостью почти $1 млрд. Поставка этой партии самолетов должна начаться в сентябре 2012 года.

Следственный комитет России вчера возбудил уголовное дело по признакам нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также изучает возможность направить своих следователей в Индонезию. МЧС предложило перебросить туда вертолеты для участия в спасательных работах. Премьер-министр Дмитрий Медведев еще 9 мая распорядился создать комиссию для расследования.