Примирение Минобороны и производителей, о котором объявят в Северодвинске, вряд ли станет окончательным
Сегодня в Северодвинске в присутствии премьера Владимира Путина Минобороны и Объединенная судостроительная компания (ОСК) должны подписать пять из семи оставшихся несогласованными в рамках оборонзаказа на этот год госконтрактов. Речь идет о строительстве и обслуживании атомных подводных лодок проектов «Ясень» и «Борей». Но уже накануне военные и промышленники начали на совещании в Госдуме спорить об оборонзаказе на 2012 год.
Во вторник совещание в Думе провел вице-спикер Владимир Пехтин — в нижней палате именно он курирует оборонку. Представлявший Минобороны начальник департамента по обеспечению гособоронзаказа Андрей Вернигора уточнил, что в Северодвинске должно быть подписано пять контрактов, которые «находятся в высокой степени готовности». Всего же, по словам военного, у Минобороны не заключено семь дорогостоящих контрактов с ОСК. Речь идет о контрактах на проектирование стратегических и многоцелевых подводных лодок с конструкторскими бюро «Рубин» и «Малахит», на строительство спасательного судна с Адмиралтейскими верфями и на разработку сокращенного технического проекта по ракетному крейсеру «Адмирал Нахимов».
Несмотря на договоренности, взаимодействие Минобороны и промышленников идет тяжело. Даже во время вчерашнего совещания разгорелась полемика. Представитель Минобороны утверждал, что ведомство готово принять любую цену, но обоснованную и подтвержденную расчетами. «Мы не договариваемся ни с кем об уровне цены. Минобороны принимает цену, которая документально обоснована и утверждена расчетно-калькуляционными материалами. Здесь не рынок, и никаких договоренностей быть не может», — подчеркнул Вернигора. В 2012 году Минобороны должно заключить контракты по 667 позициям. Пока по 252 позициям расчеты по ценам не представлены. При этом представитель Минобороны пояснил, что в соответствии с законом о госзакупках если контракт был заключен по результатам конкурса, то он не может измениться во время его исполнения. «Вот «Звездочка» заключила контракт по конкурсу на ремонт, а теперь говорит, что денег не хватает», — возмущался военный.
Начальник финансового департамента ОСК Сергей Ченчиков попытался доказать, что требования «Звездочки» справедливы. Все проекты рассчитаны, как правило, на несколько лет, а за это время накапливается инфляция. «Подписать сейчас договор с фиксированной ценой практически невозможно», — сказал он. В 2006 году предприятие «Звездочка» заключало долгосрочный контракт на ремонт атомного подводного крейсера, но ему просто некуда было деваться. По словам Ченчикова, еще в июне прошлого года предприятие представило расчеты, доказывающие необходимость пересмотра цен, но документы в Минобороны рассматривать не стали, указывая, что они неправильно оформлены. Представитель руководства «Севмаша» Виктор Чапура также подтвердил, что все расчеты его предприятие представило аккуратно. К тому же в этом году меняются подходы Минобороны к ценообразованию, и производственники просто не понимают, чего от них хотят. «На бумагу-то вы свои требования не положили, — возмущается он. — Что нам представлять? Мы-то готовы».
Как пояснил «МН» заместитель генерального директора «Севмаша» Сергей Кученов, контракты, которые сегодня будут подписаны, не обеспечат его предприятию обещанной в законе рентабельности в 14%. «Балансируем на грани убыточности», — сказал он об условиях. В законе о госзакупках предусмотрено, что при дорогостоящих контрактах сроком более трех лет возможна индексация цены с учетом инфляции, однако прибавка должна быть одобрена постановлением правительства. Механизм на практике не работает. Вся надежда, по словам Кученова, на обещание, данное ранее производственникам «на высоком уровне», о возможности особой системы предоставления расчетов. «После подписания будет предусмотрено полгода на то, чтобы производственникам «добить» своих поставщиков и получить от них все калькуляционные расчеты, — поясняет Кученов. — И если по итогам потребуется повышение цены исходя из требований поставщиков, то Минобороны согласится». Проблема как раз в том, чтобы дисциплинировать посредников и обязать их предоставлять расчеты по сложным правилам Минобороны. «По нашему предприятию мы привезли в сентябре в Минобороны документы, которые полностью заполнили «Газель», — говорит Кученов. — Только их читать никто не стал».


