В начале этого года отток капитала из страны, видимо, останется очень высоким — на уровне конца 2010 года. Улучшению привлекательности страны для инвесторов пока не способствует даже рост цен на нефть. Спровоцировало этот мощный отток скорее всего повышение налогов.
Высокие цены на нефть обещают новые рекорды счета текущих операций. По нашим оценкам, рост цен на нефть (в I квартале этого года — на $20 по сравнению с IV кварталом 2010 года) увеличит нефтеэкспортные доходы российской экономики на $15 млрд. В результате профицит счета текущих операций может, по нашим оценкам, вырасти с $14 млрд в IV квартале 2010 года до $40 млрд в январе–марте 2011-го. Это на $7 млрд больше, чем в начале 2010 года, и составляет почти половину всего профицита, достигнутого за 2010 год.
Между тем, рост экспортных доходов маскирует мощное увеличение импорта. По данным Центробанка, в январе 2011 года импорт вырос на 41% по сравнению с началом 2010 года. Это самый высокий показатель с августа 2010 года. В целом в 2010 году импорт прибавил 30%. Судя по статистике Федеральной таможенной службы, аналогичные темпы роста сохранились и в феврале. Значит, январский рост импорта не был разовым или случайным событием.
Как ни странно, увеличение положительного счета текущих операций не способствовало улучшению счета движения капитала. Продолжение оттока стало пока главной макроэкономической неожиданностью I квартала. Если в прошлом году отток капитала составил $38,3 млрд, то в январе этого года из страны было вывезено $11 млрд. В феврале отток замедлился до $6 млрд, и Центробанк ожидает, что в I квартале этот показатель достигнет $20 млрд. Это немногим меньше оттока в IV квартале 2010 года.
Даже если учитывать сильный рост импорта, дальнейшее ухудшение счета движения капитала озадачивает. В лучшем случае, отток в I квартале будет почти равен показателю IV квартала 2010-го ($22,7 млрд). А ведь средняя цена нефти выросла почти на $20/барр., что при прочих равных условиях должно было поднять интерес инвесторов к России.
Наиболее вероятная причина оттока — повышение налогов. Прежде мы предполагали, что повышение социального налога с 26 до 34% в этом году негативно скажется преимущественно на потреблении, однако оно, по всей видимости, спровоцировало и отток капитала. Сильный отток капитала облегчил Центробанку задачу по предотвращению укрепления рубля на фоне роста цен на нефть.
Прогноз Центробанка — отток капитала в I квартале составит $20 млрд — предполагает, что в марте отток капитала сильно замедлится (до уровня незначительного дефицита или даже профицита). Это создало бы потенциал для роста рубля до 32—33 к бивалютной корзине в ближайшие месяцы.
Однако в реальности разворот капитального счета может произойти позднее. В марте резервы Центробанка растут в среднем на $1,8 млрд в неделю против $2,4 млрд в феврале, хотя нефть подорожала с февральских $100 за баррель до $110 в марте. Это означает, что отток капитала в марте составит как минимум $5 млрд.
Беспокойство вызывает и возможный скрытый отток капитала. Дело в том, что рост импорта в январе-феврале не подкреплен улучшением потребительских трендов. Если в 2010 г. рост импорта на 30% был обеспечен ростом располагаемых доходов (на 4,1%) и розничной торговли (4,4%) то в январе-феврале 2011 г. импорт вырос на 41% на фоне снижения располагаемых доходов и роста торговли всего на 1,9%. Такое расхождение вызывает у нас подозрение, что за статистическим ростом импорта может скрываться отток капитала в форме фиктивных импортных контрактов.
В начале этого года отток капитала из страны, видимо, останется очень высоким — на уровне конца 2010 года. Улучшению привлекательности страны для инвесторов пока не способствует даже рост цен на нефть. Спровоцировало этот мощный отток скорее всего повышение налогов.
