Рубрика: Бизнес

Российские богачи с пристрастием к металлам

Звание самого состоятельного россиянина в списке Forbes сохранил за собой владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин, поднявшись в списке с 32-го на 14-е место с состоянием $24 млрд
11 марта 15:36Ирина ЦырулеваИрина Цырулева
Звание самого состоятельного россиянина в списке Forbes сохранил за собой владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин, поднявшись в списке с 32-го на 14-е место с состоянием $24 млрд. В списке Forbes корресподент МН нашла еще нескольких российских металлургов.
 

Звание самого состоятельного россиянина в списке Forbes сохранил за собой владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин, поднявшись в списке с 32-го на 14-е место с состоянием $24 млрд. В списке Forbes корресподент МН нашла еще нескольких российских металлургов.


Журнал Forbes опубликовал  рейтинг самых богатых людей планеты в 2011 году. Металлургия - довольно прибыльное занятие. На шестом месте в рэнкинге индийский миллиардер Лакшми Миталл, собственник крупнейшего мирового производителя стали ArcelorMittal, - с капиталом в $31,1 млрд.


Компания образовалась в 2005 году в результате покупки Mittal Steel люксембургской Arcelor. Сделка стала крупнейшей за всю историю стальной индустрии. Тогда главным конкурентом Миттала в борьбе за Arcelor был основной владелец российской группы «Северсталь» Алексей Мордашов. Но переиграть Миттала ему не удалось.


Благодаря послекризисному росту фондового рынка состояние российских олигархов значительно выросло. В этом году Мордашов прорвался с 70-го на 29-е место, почти удвоив состояние – с $9,9 млрд до $18,5 млрд. В общероссийском зачете он занял вторую позицию. За ним расположились еще четыре бизнесмена с металлургическими активами: глава «Онэксима» Михаил Прохоров с состоянием $18 млрд (поднялся с 39-го на 32-е место), глава «Интерроса» Владимир Потанин с $17,8 млрд (был 61-м, сейчас 34-й), совладелец «Металлоинвеста» Алишер Усманов с $17,7 млрд (взлетел на 35-е место с 100-го) и основной собственник «Русала» Олег Дерипаска с $16,8 млрд (поднялся с 57-го до 36-го места).


Среди олигархов с металлургическими активами в первой сотне есть совладелец Evraz Group Роман Абрамович с состоянием $13,4 млрд (53-е место), владелец «Реновы» и совладелец РУСАЛа Виктор Вексельберг с $13 млрд (57-е место), основной собственник ММК Виктор Рашников ($11,2 млрд, 70-е место), собственник УГМК Искандер Махмудов ($9,9 млрд, 88-е место). В список Forbes попали также основной бенефициар «Мечела» Игорь Зюзин, совладелец «Полюс Золота» Сулейман Керимов, совладельцы Evraz Group Александр Абрамов и Александр Фролов, совладельцы «Металлоинвеста» Андрей Скоч и Василий Анисимов, основной бенефициар ТМК Дмитрий Пумпянский.


И все же вернемся к лидеру среди российских богачей - Лисину.  Это один из немногих металлургических магнатов, кто начинал свою карьеру в отрасли с простого рабочего. Кроме него по специальности работал только Рашников. Свою карьеру металлурга Лисин начинал электрослесарем на угольной шахте. После окончания Сибирского металлургического института он работал на металлургических предприятиях: прошел по карьерной лестнице от помощника сталевара до замгендиректора комбината.


В начале 1990-х Лисин был менеджером, а затем партнером Trans World Group (братья Черные). От этого периода у него осталось большое количество судебных споров в западных юрисдискциях. Одно из мутных мест в деловой биографии Лисина – кто дал ему денег на скупку акций НЛМК. В начале 2000-х гг. недоброжелатели Лисина в силовых структурах утверждали, что это авторитетный человек Антон Малевский. Сейчас, кроме НЛМК, Лисин владеет акциями морских портов, судоходных и транспортных компаний, объединенных в компании UCL Holding.


Простым собирательством активов Лисин никогда не занимался. Если он покупал актив, эта покупка была четко продумана.
В апреле 2010 года в интервью Forbes он сказал: «Экономическая мощь компании зависит не только от ее размера. В большей степени она определяется наличием других факторов, - например, ее эффективностью, ростом акционерной стоимости, долгосрочными конкурентными преимуществами и т.д. Посмотрите, что случилось в кризис с такими крупными концернами, как General Motors, Chrysler, Toyota. А ведь это все «голубые» фишки. Значит, что-то подвело в стратегии? Я не гуру предсказывать, что будет дальше, - оставим это дело аналитикам. Но точно понимаю, что был прав, когда не пошел по этому пути - брать, брать, брать».


Тогда же в интервью Лисин рассказывал, как однажды его коллега подшутил над ним, сказав, что он будет до бесконечности «полировать» свои активы. Говорилось это с иронией, но «оказалось, что именно «полирование» активов дает эффект».


Лисину не приходится ни с кем делить свой бизнес, как это происходит у других металлургов. Все его союзники – временные (братья Черные, Дерипаска, Потанин). Если смотреть на неудавшиеся альянсы и попытки металлургов совместно управлять бизнесом, подход Лисина в России – скорее плюс. Лисин – очень жесткий партнер. Продажа бизнеса Лисину может закончиться для Николая Максимова тюрьмой.


Лисин никогда не вмешивается в политику. Он сконцентрирован на своем бизнесе - сложно вспомнить его критику в адрес властей. В России такая позиция - тоже часть успеха. Неслучайно к Лисину у властей никогда не было серьезных претензий – в отличие, например, от Потанина (приватизация «Норникеля») или Игоря Зюзина (основной владелец «Мечела», к которому Владимир Путин чуть не послал доктора).Каждый должен заниматься своим делом, а государство не может быть менеджером везде, считает Лисин.


«Думаю, никаких специальных программ, тайных замыслов, четко «спланированной военной операции» против крупной частной собственности не существует», - говорил он в одном из прошлогодних интервью. «Кто не был вовлечен в различные виртуальные финансовые спекуляции, тот демонстрирует определенную стабильность и двигается вперед», - подчеркивал владелец самой рентабельной в России металлургической компании. Эта позиция приносит ему дивиденды.