9346
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
9939
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
5844
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
2171
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
3731
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
3296
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
2383
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
1805
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
5436
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
4669
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
3617
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
4049
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
2876
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
2354
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2043
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2003
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
2089
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
1788
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
1781
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
2561
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
2288
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
1878
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
1712
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
2433
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
2285
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
1808
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
1826
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
1976
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
1909
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
1801
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
1888
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
2999
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
2276
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
2175
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
1921
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
17:24 31/01/2014 Юрий Гладильщиков 0 157

Гоголь-моголь

Новая экранизация «Вия» далека от первоисточника, зато оказалась неожиданно оппозиционной

UPI

Что там 2008-й? В конце 2006-го вышла другая экранизация гоголевской повести, которую сделал режиссер Олег Фесенко с Валерием Николаевым и Евгенией Крюковой в главных ролях. Она мне, кстати, приглянулась, и для меня странно, что этой картины нет на наших телеканалах, даже кабельных. Действие там перенесено в главную страну кинокошмаров — Америку, «Хома Брут» превращен в журналиста, вынужденного прикидываться священником, и поначалу фильм кажется пародией на сочинения Стивена Кинга, а также английские детективы в исполнении мастеров советского экрана. Но потом оборачивается серьезной драмой, в сердцевине которой вечная проблема: кто все-таки сильнее — Бог или Дьявол? В какой-то момент фильма вдруг задумываешься над тем, на чем, конечно, стоило сосредоточиться еще при чтении Николая Васильевича: а отчего Панночка назначила поединок в церкви, на территории стопроцентно чужой? Оттого, наверное, что была абсолютно уверена в силе Тьмы — она готова биться и побеждать даже здесь.

Так вот фильм Фесенко, по легенде, вынужден был под напором Степченко и его продюсеров, сохранив гоголевскую канву, отказаться от персонажа по имени Вий (но он этому фильму и не нужен) и сменить название с «Вий» на «Ведьма». Чтобы не возникло конкуренции в прокате. В конце 2006-го! То бишь фильм Степченко существовал и тогда. И с самого начала меня настораживал, потому что две предыдущих работы Степченко «Сматывай удочки» и «Мужской сезон. Бархатная революция» раскручивались в середине 2000-х как суперсобытия, но оказались полупрофессиональной халтурой.

Не удивительно, что к «Вию» я относся с предубеждением и старательно оттягивал просмотр. Не  пошел на показ для московской прессы. Потом не пошел на премьеру. В итоге купил вчера билет на обычный сеанс в одном из московских залов… И, не поверите, готов теперь поставить фильму плюс.

О чем это

О том, что киевский семинарист Хома Брут был вынужден в течение трех ночей читать отходную и молитвы по почившей дочери сотника одного из хуторов. Эта дочь, Панночка, как ее все называли, была ведьмой и погибла из-за него — после того, как он ее одолел. Все три ночи ведьма вставала из гроба и пыталась умертвить Хому — и в конце концов ей это удалось, с помощью разной дьявольской нечисти и прежде всего всевидящего монстра Вия.

В повести Гоголя это развязка. В новом фильме — завязка. В повести Гоголя хутор находится в пятидесяти верстах от Киева, в фильме, судя по холмистому ландшафту, где-то в Западной Украине, в Прикарпатье, то бишь неподалеку от Трансильвании, родины графа-вампира Дракулы.

Туда, через год после трагедии с Хомой и Панночкой, приезжает английский картограф и инженер, сбежавший с родины, из самого Гринвича, от которого именно он начал отсчитывать географические меридианы, после сексуального скандала с дочерью знатного вельможи. У него нет денег, его полумеханическая карета — чудо техники начала XVIII века (время действия легко высчитываетя: оказывается, Петр именно сейчас закладывает Санкт-Петербург), — ломается после атаки волков-монстров, словно бы заимствованных из французского псевдоисторического триллера «Братство волка». И он вынужден принять предложение сотника — нарисовать карту здешних мест. На самом деле сотник желает, чтобы англичанин проник в церковь, в который год назад состоялось нечто страшное во время отходной по его дочери Панночке и закрытой как дьявольская вотчина местным священником (оттуда, с возвышенности, лучший вид на окрестности), и разгадал, что же там все-таки случилось.

В ролях — огромное количество наших звезд: Валерий Золотухин, Юрий Цурило, Андрей Смоляков, Алексей Чадов, Нина Русланова, Агния Дитковските и др. — у всех у них фактически эпизоды. Главного героя-картографа изображает Джейсон Флеминг — не самый известный, зато забавный, характерный британский актер. В финале посттарантиновского триллера Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола» (где он был одним из трех приятелей персонажа, которого сыграл будущий суперстар Джейсон Стэтем) он застывал в стоп-кадре, когда пытался сбросить с моста преступные улики — два мушкета, не зная, что они стоят сотни тысяч фунтов стерлингов. А телефон, по которому ему пытались дозвониться приятели, чтобы сказать о сумме мушкетов, зажимал в зубах, ибо иначе деть его было некуда.

По ходу «Вия» становится понятно, что его создатели внимательно изучили «Сонную лощину» Тима Бёртона, «Братьев Гримм» Терри Гиллиама и «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо, самый жуткий сюрреалистический монстр из которого явно стал одним из прародителей нового Вия. Ну что же: оказалось, что у Олега Степченко, чего никак нельзя было заподозрить после «Мужского сезона. Бархатной революции», неплохой киновкус.

Оказалось, что у Олега Степченко, чего никак нельзя было заподозрить после «Мужского сезона. Бархатной революции», неплохой киновкус

Что в этом хорошего

Новый «Вий» при всех компьютерных спецэффектах не ужастик. Старый советский «Вий» Георгия Кропачева и Константина Ершова пострашнее. Упыри и сам Вий выглядят в нем, на современный лад, комично, этакими пластилиновыми воронами. Но сцены, когда по щеке мертвой Панночки Натальи Варлей скатывается слеза, оборачивающаяся кровавой, когда Панночка незаметно поднимается в гробу за спиной Хомы Брута Леонида Куравлева, судорожно и злобно перебирает руками по невидимой защищающей его стене, пытается протаранить стену с помощью летающего гроба, пугают и сейчас.

Новый «Вий» совсем про другое. Это история об ученом, позитивисте, который не верит в потустороннее, ни в черта, ни в Бога, а доверяет исключительно науке, но сталкивается с неведомым и вынужден исследовать его на предмет того, насколько оно неведомое и потустороннее.

Ближайший родственник нашего нового «Вия» — «Сонная лощина» Тима Бёртона. Увы, в нашем кино всегда что-то не так. Тим Бёртон тоже рассказывал сказку, тоже страшную (в его случае куда более страшную), но при всех фантазиях четко знал, в какое именно время ее следовало поместить. Позитивизм — философия XIX века. У Бёртона речь о кануне XIХ-го, о преддверии позитивизма. О первых людях, которые стали противопоставлять научное знание религии и суевериям. Именно такой человек сталкивается у Бёртона с потусторонним и совершает шокирующее для себя открытие, что детективную историю про убийства, которую он расследует, невозможно понять до тех пор, пока не признаешь наличие этого потустороннего — всадника без головы.

В «Вие» Олега Степченко все наоборот и все, в итоге, противоречит Гоголю (что, впрочем, для меня, считающего, что кино вовсе не обязано слепо следовать за литературным первоисточником, аргумент, скорее, «за»). Тут, в отличие от Бёртона, позитивист, помещенный в начало века не XIX-го, а XVIII-го, когда позитивизма еще не было, расследуя мистическую историю гибели Панночки  и Хомы, приходит к выводу (тут уже окончательный привет Николаю Васильевичу), что никакой мистики в этой истории нет. Что все можно объяснить рационально. При этом, правда, позитивист-англичанини все-таки приходит к вере — вере в Христа и Господа.

Авторы картины вообще пытаются сигануть мимо темы, демонстрируя свои личные глубины. В какой-то момент Украина и «Вий» монируются со Стоунхенджем, что, на мой взгляд, уже чрезмерность. Тут уже и до Lost'a легко докатиться.

Самое, однако, неожиданное, что главным злом в фильме Степченко в итоге оказывается церковь в лице отца непонятного вероисповедания, которое, однако, логично отождествить с православием. Этот отец исповедует идеологию, которая близка нынешней официальной российской: иностранцы — бесы. От них — одни гадости. Нам ничего от Запада не нужно. Он способен только навредить. Нам не нужны никакие знания — важно сберечь собственное главное: самодостаточность и самобытность (кто тут чихнул, произнеся чучхе? Будьте здоровы!)

Не религиия в фильме плоха. А ее носитель, именно он не просто мракобес, а истинный дьявол.

Сложности

У «Вия» гигантский тираж, и публика на него безусловно пойдет. Между тем не удивлюсь, если фильм угодит в зазор между двумя аудиториями: образованной и массовой, — не удовлетворив ни ту, ни другую. Образованнную публику может смутить чересчур сказочный стиль фильма, его излишняя детскость, которые уместны в случае с «Вием» и отсылает к советскому сказочному кино, но выглядят слегка старомодными. Хоть и похоже на Тима Бёртона, но все-таки не Бёртон. А массовая аудитория может попросту запутаться в хитросплетениях сюжета и не оценить культурологические игры: взаимосвязь «Вия» с современным западным сказочным кино и финальную игру в Гоголя с внезапными и смешными цитатами из «Ревизора» и «Мертвых душ».

Наш вариант рекламного слогана

Николай Васильевич, ау!..