Но «Пятая власть» — тот редкий для серьезного кино случай, когда имя режиссера вообще мало кто упомянет в рецензиях и дискуссиях. Обсуждать будут только фигуру главного героя. Ведь это первый игровой фильм про Джулиана Ассанжа, который своими публикациями секретных документов на сайте WikiLeaks взорвал современную политику и, можно сказать, видоизменил мир. Пусть слегка.
Ассанж, напомню, до сих пор находится в вынужденном, почти тюремном затворничестве. Уже полтора года прячется от высылки в США, английского, а заодно шведского правосудия в посольстве Эквадора в Лондоне.
Дополнительную пикантность фильму придает то, что роль Ассанжа сыграл едва ли не самый модный — после телевизионного Шерлока Холмса — актер последних лет Бенедикт Камбербетч. И что на днях стало известно: Ассанж написал ему письмо, в котором осудил за сыгранную роль.
О чем это
Из истории WikiLeaks можно было сотворить гигантское эпическое кинополотно с сотнями персонажей: разоблачение в интернете военных и дипломатических игр на фоне современной большой политики. За источником далеко ходить не надо (впрочем, голливудцам как раз надо) — читайте вышедшую в 2011 году книгу одного из наших лучших международников и политических колумнистов Александра Баунова «WikiLeaks. Дипломатия с черного хода».
Но создатели «Пятой власти» спешили. Поэтому суть фильма более предсказуемая: краткая история WikiLeaks и попытка понять, кто такой Ассанж, что им двигало и двигает.
На экране — смена стран, городов и титров с указанием мест действия как в бондиане. Вероятно, это намек на прозвище Ассанжа Джеймс Бонд журналистики. Во второй половине 2000-х Ассанж знакомится с талантливым компьютерщиком из Берлина, которого играет Даниэль Брюль, ставший знаменитым после фильмов «Гуд бай, Ленин!» и «Бесславные ублюдки» . Если ничего не перепутал, встреча происходит на всемирном конгрессе хакеров — есть, оказывается, и такие международные форумы.
К моменту знакомства бывший хакер Джулиан Ассанж уже создал (в 2006 году) сайт WikiLeaks, где всякий анонимно может выложить громкий компромат (его публикуют после небольшой проверки).
Ассанжу нужен помощник-технолог. Им, этаким Ватсоном при Холмсе и становится берлинский компьютерщик. Ассанж заверяет, будто на него трудятся сотни сообщников по всему миру. Но в какой-то момент немец понимает, что WikiLeaks — это, собственно, они двое. Только потом добавятся другие. Двое — против коррумпированных политиков и экономических преступников всего мира.
Из фильма непонятно, почему, собственно, Ассанжа не вычислили и, извините, не замочили после того, как WikiLeaks в течение нескольких лет разоблачал коррупцию и политическую уголовщину в разных странах. Неужели пара хакеров способна противостоять тиранам и их спецслужбам? Почему WikiLeaks ни разу не взломали? Это ведь любопытно!
В итоге у WikiLeaks все идет нормально. Материалами сайта пользуются крупнейшие мировые издания. Пока в 2010-м Ассанж не осуществляет свою главную акцию: публикует сотни тысяч разоблачительных страниц о войнах в Афганистане и Ираке и закулисе мировой дипломатии.
Наверное, Ассанж и впрямь всерьез уел власти предержащих, если его пытаются посадить любым способом: если не за разглашение околошпионских сведений, то за якобы изнасилование.
Фактически Ассанж затеял войну с правительством США и оказался один на один с (цитата из фильма) самой мощной в мире пропагандистской машиной. А заодно навсегда разошелся со своим другом-немцем, который начал препятствовать тому, чтобы материалы были опубликованы без сокращений. По мнению немца, из них следовало изъять любые намеки на носителей информации — дабы им не навредить. В основе фильма — книга этого самого экс-друга Даниэля Домшайт-Берга «WikiLeaks изнутри (Inside WikiLeaks)». Не только она, но она — прежде всего.
Что в этом хорошего
«Пятая власть» — третий фильм про средства массовой информации и коммуникации XXI века после «Социальной сети» (фильма про историю фейсбука) и «Джобса. Империи соблазна». Но тут героями впервые выступают чистые альтруисты. Неважно, удовлетворяют ли они собственные амбиции или заботятся о светлом будущем человечества. Последнее, о чем они думают (в отличие от героев двух первых фильмов Марка Цукерберга и Стива Джобса) — это деньги.
Режиссер фильма Билл Кондон — вспомним о нем еще разок — сказал, что его целью было снять драму о трудностях, с которыми сталкиваются борцы с лакировкой действительности.
Это я к тому, что вряд ли стоит этого Билла сразу килл. Фильм, по-моему, все-таки снят с симпатией к Ассанжу, и не стоит гробить его (как уже делают поклонники Ассанжа), объявляя стопроцентно враждебным. Хотя сам Ассанж, повторим, именно так и считает.
Понятно, что я не знаю, насколько верно фильм передает характер Ассанжа и следует ли считать его Джеймсом Бондом или, скажем, Робин Гудом журналистики. Но это в «Пятой власти» и не самое интересное.
Гораздо интереснее, что фильм наглядно демонстрирует современные идеологии.
Для начала — об идеологии борьбы с властью. По мысли Ассанжа и фильма, в современных условиях интернета один человек способен разрушить всю репрессивную систему. Для этого надо не бояться — а чтобы не бояться, следует уметь прятаться за вымышленными именами и масками. Лозунг Ассанжа в «Пятой власти»: тайна личной жизни для каждого — прозрачность для организаций. Любопытно, кого он считает своими духовными отцами: Солженицына («Он говорил: правду нельзя замолчать. А у него даже не было твиттера!»), а также Кропоткина и Кафку. Можно сказать, одних наших.
Теперь о главной идее. Сам смысл названия «Пятая власть» в том, что сегодня рождается новый вид журналистики — гражданский журнализм. Эта пятая власть способна быть сильнее традиционной системы СМИ, или, что гораздо точнее, СМИП: средств массовой информации и пропаганды (этот термин я вынес еще с советского журфака МГУ).
Но есть обратная сторона. И тут-то фильм предъявляет главную претензию Ассанжу. Проблема не только в том, что публикация секретных сведений может подставить информаторов и повредить безопасности той или иной страны. Проблема в том, можно ли в принципе говорить о существовании чистой — объективной — информации? Мы ведь не знаем контекста: почему то или иное, что теперь удалось рассекретить, было сделано или сказано. Но воспринимаем это рассекреченное, сами находясь в определенном контексте: исходя из собственных опыта, идеологии, обстоятельств. Лучший пример: сколько всего известно про атаку на башни-близнецы. Но многие в мире уверены, что американцы сами себя взорвали.
Странности
Тут личное. Понимая логику Ассанжа, когда тот воздает хвалу маскам (он цитирует Оскара Уайльда, что человек под маской всегда скажет правду), все же не могу преодолеть свою нелюбовь к интернет-анонимности, позволяющей многим не говорить правду, а, напротив, врать и хамить, не опасаясь последствий.
Предпочитаю людей, играющих с открытым забралом.
Наш вариант рекламного слогана
Добро пожаловать в революцию. Другой вариант слогана: Мазер хакер.
Пять властей Из пресс-релиза фильма.
Первая власть: Духовенство/Правительство.
Вторая власть: Знать/Элита богачей.
Третья власть: Обыватели/Рабочий класс.
Четвертая власть: СМИ.
Пятая власть: Та, что следит за остальными четырьмя. Их называют звонарями, сторожевыми псами, независимыми журналистами… В их число входит и WikiLeaks.
Фильм с моралью
У «Пятой власти» моралистический финал. Обычно такие финалы — дикость. Но в ситуации идеологических стычек вокруг WikiLeaks он уместен. Бенедикт Камбербетч, все еще в гриме Ассанжа, но уже слегка отстранившийся от образа, напрямую говорит в камеру: вы не должны считать, что наш фильм явил вам правду. В этой истории нет правды — есть только версии.