«Бойфренд из будущего», который не шел еще почти нигде за пределами Великобритании (В Штатах он стартует только в ноябре) — очевидная попытка Кертиса повторить суперуспех «Реальной любви». Тут нет, как в «Любви», переплетения множества романтических линий. Тут лишь одна любовная история. Но по стилю фильмы похожи: много анекдотичного, масса сюжетных кульбитов, обусловленных в данном случае еще и тем, что фильм — фантастический.
Повторит ли, однако, «Бойфренд из будущего» успех «Реальной любви» — вопрос открытый.
О чем это
Об английском парне из обеспеченной семьи хиппарей-интеллектуалов, которому отец в 21-й день рождения открывает семейную тайну.
В роли отца — Билл Найи, который стал известен у нас именно после «Реальной любви». Там он — стареющий легендарный рокер, песня которого неожиданно взлетает на вершину рождественского чарта. А он пообещал, что если такое случится, то разденется во время ее рождественского исполнения в прямом эфире. И в итоге лихо раздевается. В роли сына — обаятельный рыжеволосый Донал Глисон, сын знаменитого ирландско-британского актера Брендана Глисона (фамилия вам может ничего не сказать, но вы наверняка знаете Брендана: крупный, тоже рыжеволосый мужик — Агамемнон из «Трои» и т.д.).
Так вот о тайне. Оказывается, все мужчины в роду главного героя обладают способностью возвращаться в прошлое (но не любое, а только собственное), чтобы исправить нелепость. Сам отец, как позже выяснится, завел за правило проживать каждый день дважды: сначала начерно (все идет как идет), потом — набело (день выходит просто идеальным, ты обращаешь внимание на восхитительные детали, которые в первый раз не заметил, в общем — полный кайф).
Фильм оставляет за скобками проблему, стареют ли мужчины рода во время пребывания в прошлом. Вроде как не стареют. День, прожитый дважды, за два не идет. Пусть будет так. Кертис придумал — ему виднее.
Удивительная семейная способность позволяет герою десятки раз исправлять ситуации с девушкой, в которую он влюбился. Почти все эпизоды, в которых он подчищает промахи, весьма забавны. Например, он переигрывает первую постельную неудачу, сразу после нее метнувшись на десять минут назад и проявив себя в итоге сексуальным гением. А затем то ли три, то ли четыре раза переигрывает собственную свадьбу, пробуя разных кандидатов на пост «друга жениха».
Кто-то, естественно, вспомнит про «День сурка». Но ситуация немного иная. Герою, чтобы исправить положение, не обязательно заново проживать целый день. Он может вернуться в собственное прошлое на считаные минуты — и тут же опять перескочить в настоящее, где продолжается его счастливый брак.
Л.Н. Толстой был уверен, что все счастливые семьи счастливы одинаково и, значит, наблюдать за их жизнью неинтересно. Кертис пытается опровергнуть этот постулат: интересно! Любовь, подругу, супругу главного героя изображает голливудская канадка Рейчел Макадамс, считающаяся одной из первых красоток современного кино. На мой взгляд, «Бойфренд из будущего» — третий фильм (после триллера «Ночной полет» культового режиссера, папы Фредди Крюгера Уэса Крейвена и двух серий нового кино-«Холмса»), в которых она действительно хорошенькая. В других фильмах с ее участием, которые я видел, она красоткой не была. Особенно ей не идет быть блондинкой.
Что в этом хорошего
Приятно осознавать, что бывают люди, даже среди представителей такой профессии, как режиссер, где большинство — мизантропы и/или эгоисты, отличающиеся искренним позитивным мышлением. Верящие в то, что в человеке все прекрасно — и душа, и одежда, и мысли. Что мир устроен гармонично и разумно. Я, например, таким мышлением не отличаюсь.
Удивительно красива в фильме (именно что внутренне красива) сцена прощания с отцом. После «Четырех свадеб и похорон» ясно, что для Кертиса именно бракосочетание и прощание — ключевые моменты человеческой судьбы. В «Бойфренде из будущего» он подтверждает это еще раз. После смерти отца герой прямо во время похорон возвращается к нему в один из дней, когда тот был еще жив. И отец по выражению его лица понимает, что сын пришел не просто из соседней комнаты, а из будущего, где он, отец, уже мертв. Трогательно.
Тут нельзя не задаться вопросом, а как насчет эффекта бабочки — не могут ли изменения, которые герои вносят в прошлое, непоправимо изменить настоящее? Недавно король хоррора, триллера и замечательных реалистических повестей типа «Побега из Шоушенка» Стивен Кинг написал огромный роман «11/22/63», доказавший, что есть еще у него порох в пороховницах. Роман о том, что внедряться в прошлое категорически нельзя — катастрофический эффект бабочки неизбежен. Кертис тоже отдает дань этому эффекту, но не обременительную. Ему интереснее другое: способен ли человек творить собственную судьбу и гарантировать счастье — себе и близким?
Странности
Беда в том, что в какой-то момент фильм становится слишком моралистическим и правильным. В этом смысле «Бойфренд из будущего» ближе не «Реальной любви», где даже самые что ни на есть мелодраматические ходы казались забавными и естественными, а упомянутым «Четырем свадьбам и похоронам». Не потому, что тут тоже есть свадьба и есть похороны. А потому, что в «Свадьбах» и особенно «Похоронах» был перебор пафоса.
В конечном счете выходит, что фильм отстаивает идеи, слишком самоочевидные для любого нормального человека. Главное по Кертису — семейные ценности. Кто бы спорил? Но есть ведь, мне кажется, и другие ценности — не зря фильм не понравился одному моему коллеге, для которого семейные ценности, насколько понимаю, очень важны.
Счастье по Кертису — это любить, рожать детей и… вовремя отказаться от наследственного родового дара. Герой принимает решение больше не возвращаться в прошлое. Потому что в отличие от отца (испробовав его опыт проживать каждый день дважды и получив от этого удовольствие) решает в итоге проживать каждый день лишь однажды — как самый значительный в жизни. И понимает, что жить надо не прошлым, а исключительно настоящим и будущим. Идеи позитивны, поучительны, но, повторю еще раз, уж слишком предсказуемы и правильны.
Наш вариант рекламного слогана
Одна свадьба (но с вариациями). И одни похороны (без вариантов).
Также в прокате: фильм мексиканца Альфонсо Куарона «Гравитация»