Предисловие
Большинство кинокритиков картину скорее всего проигнорирует: на ее спецпоказе для московской прессы было мало знакомых. Наши критики редко интересуются футболом, хотя среди футбольных журналистов, наоборот, много киноманов: Уткин, Порошин, Навоша, Гридасов, полкоманды «России 2». Некогда в дни Роттердамского фестиваля мы с коллегой-мэтром отправились на «Мюнхен» Спилберга. Оказалось, что кинотеатр расположен напротив арены «Фейеноорда». «Фантастический стадион! Сразу видно, что Голландия помешана на футболе!» — восхитился я. «На футболе? Первый раз об этом слышу», — высокомерно ответил коллега, для которого Голландия — это прежде всего Ван Гог и Стеллинг.
Через день на просмотре я встретил ведущего голландского критика Питера ван Бюрена. Каждые пять минут он получал sms — дочь сообщала о ходе главного голландского дерби «Фейеноорд» — «Аякс». Оказалось, ван Бюрен — фанат «Аякса», а его дочь — пресс-атташе этого клуба. Почувствуйте разницу в отношении критиков к футболу.
«Фейеноорд», кстати, упомянут не зря. Он знаменит не только триумфами, но и т.н. фирмами — так именуются (теперь и у нас) элитные войска фанатов-хулиганов. До голландских наиболее зверскими были английские фирмы, разгромившие пол-Европы. В 1985-м в Бельгии по вине болельщиков «Ливерпуля» во время финала Кубка европейских чемпионов с «Ювентусом» из-за рухнувшей стены стадиона погибло 39 поклонников противника. После этого УЕФА дисквалифицировал английские клубы на пять лет, за время которых спецслужбы, получившие взбучку от премьер-министра Маргарет Тэтчер, вычислили и посадили главных околофутбольных заводил. Оказалось, что многие из них в обычной жизни не урла, а благополучные яппи — вплоть до банковских служащих.
Стычки между отечественными фанатскими фирмами, как выясняется из фильма «Околофутбола», именуются на сленге пересечениями. И наши фирмы дадут сейчас сто очков вперед присмиревшим европейцам. Однажды они уже стукнули кулаком так (перекрыв Ленинградку, а потом выйдя на Манежную после убийства спартаковского болельщика), что сначала струхнула милиция, а потом дрогнул и сам лидер нации, прибыв к ним на разговор.
Так что зря мои коллеги игнорируют фильм «Околофутбола», который про одну из фанатских фирм «Спартака».
О чем это
О парнях, которые живут драками. С «конями» — болельщиками ЦСКА, «бомжами» — фанатами «Зенита», «динамиками-мусорами» — поклонниками сами понимаете чего. Их самих именуют «мясом» или «свиньями» — таковы презрительные клички спартаковской торсиды.
Между прочим, они не вполне торсида. Они ее особое ядро. Игры они не обсуждают. На стадион за весь фильм приходят лишь раз: эпизоды прошлогодней игры «Спартак» — ЦСКА сняты живыми камерами с трибун очень эффектно.
Их цель именно побоище. Поскольку пересечения между хулиганами из разных фирм происходят по взаимной договоренности, они напоминают популярные в дореволюционной России кулачные бои. Но трудно придется тем, кто заявит, что «Околофутбола» — патриотический фильм о вечных отечественных ценностях. Ведь моду на новый мордобой нам надуло из Туманного Альбиона.
Иногда наиболее оголтелая часть фанатской фирмы может отвлечься от околофутбола и разгромить за что-то кавказское кафе. Тест-просмотры фильма проходили в разных городах России. И хотя погром в фильме осуждается как преступление, эта сцена, как мне рассказали, всегда вызывает аплодисменты зала. Хороший фильм: лишний раз доказывает, что Россия больна национализмом. Да, иногда он ответ на действия тех же кавказцев. Но проблему осознавать надо. А у нас ею занимаются? Только полиция — там и тогда, где в очередной раз полыхнет.
Менты, кстати, в фильме нехорошие. Из всей фирмы, дабы отрапортовать о принятии мер, они сажают лучшего, который был интеллектуальной сдерживающей силой. Второй раз зал аплодирует в тот момент, когда «мясо» и «кони» вместе набрасываются на ОМОН.
Что в этом хорошего
Я не раз писал, что наше кино, как никакое другое в цивилизованном мире, боится реальных социальных проблем. Что ж, вот вам социальная картина. Наиболее актуальные фильмы продюсируют у нас Сергей Сельянов и его кинокомпания СТВ. За «Околофутболом» тоже стоят они.
Создатели фильма не просто исследовали хулиганское движение. Они взяли за основу сценарную разработку, которую (если не лукавит их сообщение для прессы) сотворили про свою жизнь сами фанаты. Инициатором ее написания был кто-то из их лидеров, укрывшийся под псевдонимом Лен. Р. Подлинные фанаты разных клубов участвовали и в съемках массовых драк.
Странности
«Околофутбола» не погружает в идеологию движения. Все, наверное, знают «Бойцовский клуб» — роман и фильм. Он тоже о людях, которые бьют чужие морды и рады подставлять под кулак свои. Вот уж произведение, насыщенное и сюжетными поворотами, и смыслами, и подтекстом. Из «Околофутбола» я тоже желал бы понять, что объединяет между собой столь разнородных, казалось бы, людей, как преподаватель истории, богатенький менеджер, диджей и пролетарий? Почему их хобби — драться стенка на стенку? Они преодолевают так свое одиночество, выплескивают агрессию? Может, кто-то из них сволочь и обожает причинять боль, а кто-то другой выражает таким образом протест против унылого общества? Дайте хоть какие-то варианты объяснений! Но фильм лишь однажды подступается к ответу, да и тот инфантилен и косноязычен: один из спартаковских фанатов, взрослый на вид мужик, пьяно бормочет, что не понимает, где в жизни правда, где ложь. А во время драки ему сразу ясно: вот он враг — фанат другого клуба. Глубокий анализ явления!
Наш вариант рекламного слогана
Свиньи, кони, бомжи, мусора — о спорт, ты мир!