О чем это
О мастере китайских боевых искусств Ип Мане, который на Западе больше всего известен как учитель Брюса Ли, а в самом Китае — как человек, внесший неоценимый вклад в развитие техники и методики преподавания стиля кунг-фу под названием «Вин-Чунь».
В Китае и Гонконге об Ип Мане снято несколько фильмов. Он появлялся как персонаж и в лентах о жизненном пути Брюса Ли. Вонг Карвай отдал роль Ип Мана своему фирменному актеру Тони Леюну, сыгравшему более чем в половине его полнометражных картин: «Дикие дни», «Прах времен», «Чунгкингский экспресс», «Счастливы вместе», «Любовное настроение», «2046».
Уже в начале фильма Ип Ман знаменит как мастер. 1936 год, он богат, счастлив в семейной жизни, обитает в южнокитайском городе Фошань, где и родился. Это время для него принципиальное. Он вступает в поединок (прежде всего умственный) с мастером северной школы кунг-фу по имени Гун Ма Сан, который собирается на покой. Этот поединок Ип Ман выиграет, как и множество других — с лидерами разных школ и направлений. Школ этих невероятное количество, и разобраться в их сложной структуре европейскому зрителю решительно невозможно.
Тогда честь северной школы того самого Гун Ма Сана решает отстоять его дочь с фамилией тоже Гун, но именем Эр. Ее играет одна из первых китайских красавиц Чжан Цзыи — звезда Чжана Имоу, того же Вонга Карвая, а также голливудских «Мемуаров гейши», где она японка. Гун Эр и дальше будет неуклонно отстаивать честь своей школы, тем более что власть над ней захватит предатель, перешедший на сторону оккупировавших Китай японцев. Гун Эр переняла у отца не только искусство биться, но и кодекс чести. Этот кодекс не позволяет ей отвлекаться ни на что, кроме дел своей семьи. Поэтому ее многолетняя любовь к Ип Ману так и остается непроявленной.
Картина интересна уже тем, что реформирует жанр фильма-биографии
Ип Ман же во время войны вынужденно переезжает в Гонконг. Там он и начнет в 1950-е преподавать кунг-фу. Именно благодаря ему (это факт исторический) кунг-фу постепенно станет достоянием масс, хотя прежде его искусством владели лишь кланы. Фильм закрывает цитата Брюса Ли: «Мастер живет не ради чего-то. Он просто живет».
Что в этом хорошего
Картина интересна уже тем, что реформирует жанр фильма-биографии. Карвай сделал не реалистическое кино, где подробно и с расстановкой продемонстрирована жизнь человека-легенды, а фильм лирический, поэтический, то есть узнаваемо карвайский. Хотя он наполовину состоит из поединков (снятых тоже предельно эстетски), этопечальная история о любви, непрожитой счастливой жизни, неосуществленных мечтах и беге времени. Бег акцентируется с помощью постановочных массовых фотографий с Ип Маном, его семьей и учениками. Фотография запечатлевает один период жизни, и фильм тут же совершает резкий скачок в другой. Не успеешь оглянуться, а жизнь уже пройдет.
Мотив трагической скоротечности нечаянно подчеркивается тем, что Тони Леюн, которому уже полтинник, за последние лет двадцать совсем не изменился.
Бои ставил Юань Хэпин, помогавший Тарантино на съемках «Убить Билла»
Но на первом плане все-таки неосуществленная любовь и связанная с ней обожаемая Вонгом Карваем меланхолия. Когда Ип Ман и Гун Эр вступают в поединок, кунг-фу обретает новое значение — становится метафорой взаимоотношений женщины и мужчины. Их бой, как никакой другой ни до ни после, подобен танцу, а хороший танец, понятно, — это всегда повествование о разных оттенках любви и диалог мужского и женского.
Впрочем, очень красива и схватка героини с предателем-коллаборационистом: они бьются ночью в желтом свете фонарей на железнодорожной платформе, с неба падает снег, и оба пытаются столкнуть друг друга под проходящий поезд. Бои ставил Юань Хэпин, помогавший Тарантино на съемках «Убить Билла», а (тогда еще братьям) Вачовски — во времена «Матрицы».
Странности
Минусы фильма в том же, в чем его плюсы. Всегдашняя недосказанность фильмов Вонга Карвая, определяющая их поэтичность, не дает выстроить четкую сюжетную линию, что для биографического кино все же недостаток. Когда повествование перескакивает из одного времени в другое, иногда не улавливаешь причинно-следственные связи. Можно сказать, что сюжет здесь как у лирического стихотворения: вычленить его можно, но с сюжетом эпическим он не имеет ничего общего. Чуть ли не половина фильма посвящена героине Чжан Цзыи, и это тоже перебор. Тем более что история любви смазана: главные персонажи нечасто встречаются в кадре, а чувства Ип Мана к Гун Эр весьма неопределенны.
Беда и в том, что Вонг Карвай чересчур рьяно эксплуатирует собственный стиль. Дождь, снег, дым, поезд, искусственное освещение, съемки сквозь стекло, разноцветные платья на женщинах, рапиды и т.д. Да, за это все и любят Вонга Карвая. Его стиль всегда определялся словом «красиво». И это всегда сочеталось с тем, о чем мы уже сказали, — с «не вполне понятно». Но «Великий мастер» — это не просто, а очень-очень-очень красиво. Возникает ощущение, будто Вонг Карвай самоупивается собственной авторской манерой. Да, она была изумительна, когда он снимал фильмы на пленку, и ты понимал, каким великим мастерством должны обладать режиссер и оператор, чтобы запечатлеть подобное. Но когда все та же красота запросто моделируется на компьютере (а «Великий мастер» оставляет впечатление компьютерного фильма), то поневоле задаешься вопросом: а может, стоило попробовать что-то иное? Неудивительно, что столь долгожданный фильм не отобрали в итоге в конкурсную программу ни одного из главных фестивалей.
Наш вариант рекламного слогана
Эпический «Прах времен» лирическое «Любовное настроение» = «Великий местер».
Также в прокате: Испанская ирония Педро Альмодовара и квебекские драмы Ксавье Долана