«Транс»
«Транс» (Великобритания, режиссер Денни Бойл) — один из фильмов прошлой недели, к которому странно было бы — хотя бы коротко — не высказать своего отношения. Ведь его автор — Денни Бойл. Среди его работ, в частности, культовый «Трейнспоттинг», мрачный философский ужастик «28 дней спустя», недооцененный «Пляж» о крахе последних коллективистских иллюзий XX века, переоцененный, получивший восемь «Оскаров» «Миллионер из трущоб», конъюнктурно видоизменивший роман-первоисточник (убрано все, что могло показаться политически некорректным, и добавлено то, что устроит всех), а также потрясшая телеаудиторию мира церемония открытия лондонской Олимпиады. Теперь Бойла занесло в пространство навороченного детектива, который начинается как авантюрная комедия, а заканчивается как жесткий нуар. Как и в случае «Обливиона» сюжет выдавать нельзя — американские прокатчики впрямую попросили об этом представителей прессы. ОК, ограничусь тем, что разглашают рекламные анонсы: представитель аукционного дома в момент нападения грабителей успевает спрятать картину Гойи стоимостью под тридцать миллионов фунтов. Но при этом получает от главаря бандитов прикладом по лбу и напрочь забывает, куда ее дел. Проблема в том, что он — сообщник преступников. Поняв после пыток, что он действительно ни черта не помнит, те направляют его к психотерапевтше на сеансы гипноза. Три хороших актера: Макевой — Кассель — Розарио Доусон. Их персонажи: акционист — бандит — гипнотезерша образуют странный психопатологический треугольник. Дальше все развивается не так, как мы думали. Потом еще раз не как мы думали. И совсем не как мы думали. Увлекательно? Но не зря в нашей прессе фильм вызвал как восторги, так и сарказм. Мне он тоже абсолютно не понравился — показался надуманным, сконструированным и — при всех накрученных страстях — холодным. Ну вот: а вам он, может, понравится. Вот и доверяйте после этого моему вкусу.
«Одним меньше»
«Одним меньше» (в оригинале Dead Man Down, режиссер Нильс Арден Оплев, США) — этот, еще один вышедший у нас фильм в жанре нуар приглянулся мне куда больше, хотя сюжетных наворотов в нем меньше, чем у Бойла (впрочем, их тоже достаточно). Дело даже не в том, что мне по душе Нильс Арден Оплев — прежде всего его экранизация всех трех частей «Миллениума» (его версия «Девушки с татуировкой дракона», сделавшая звездой актрису со шведо-испанскими корнями Нуми Рапас, лучше голливудской от именитого Дэвида Финчера хотя бы потому, что она первая, а ничего сверх Финчер не придумал). Дело в том, что когда смотрю фильмы, сделанные в мужских жанрах, иногда становлюсь консерватором, которому хочется, чтобы все было по правилам. «Одним меньше», в котором речь о двойной мести (герой мстит бандам, убившим его семью, а девушка в окне напротив хочет с его помощью отомстить козлу, который в пьяной аварии изуродовал ее лицо) — очень правильный нуар. Пусть и с финалом из другого — но тоже мужского — жанра: из боевика с Брюсом Уиллисом. И вновь хорошие, причем любимые мной актеры: Колин Фаррелл — Нуми Рапас (куда без нее Оплеву?) — и сама великая Изабель Юппер в небольшой характерной роли.
«Долгая счастливая жизнь»
«Долгая счастливая жизнь» (режиссер Борис Хлебников, Россия) — и два слова напоминания о злом бескомпромиссном фильме Хлебникова о противостоянии честного человека с властью. В этом фильме местные верха при пассивности деревенских жителей ломают жизнь молодому горожанину, пытавшемуся обустроить фермерское хозяйство. В итоге он идет убивать.
На фестивале «Справочник грез», который автор этих строк недавно провел в «Ролане», Хлебников в разговоре с публикой опроверг тезис о том, что сделал фильм о сути современной России — не о частном конфликте, а о стране, системе. Он сказал, что выглядел бы смешно, замахнувшись на обобщения, а фильм неизбежно получился бы пафосным. На это один из самых умудренных зрителей, поэт, эссеист и публицист с серьезным именем, возразил: вы, может, и не желали сделать фильм о России. Но все равно вышло: о России. И если вышло невольно, то в этом и есть главное достоинство картины. Недавнее появление на общественной арене фермера Василия Мельниченко, чье интервью «МН» потрясло десятки тысяч читателей, нечаянно придает фильму Хлебникова дополнительную актуальность.