О чем это. О сверхсекретном агенте ЦРУ, одиночке с лицензией на убийство, который проходит через тяжелый тренинг на зимней Аляске — холод, голод, необходимость добывать какие-то обязательные предметы в глубине ледяных озер, а потом лазать по утесам и уходить от стаи волков, чтобы добраться до точки N — законспирированной избушки. После того как избушку, где находился еще один сверхсекретный убийца, ликвидирует ракета, выпущенная с беспилотника, наш герой (который, к счастью, в момент взрыва в избушке отсутствовал) догадывается, что ЦРУ почему-то затеяло уничтожение своих самых подготовленных агентов, в сотворение которых вложены миллионы. И понимает, что его тоже скоро достанут, тем более что в его ладонь вживлен маячок.
Проблема еще и в том, что его подсадили на таблетки, позволяющие организму концентрировать в нужный момент всю силу и энергию, а таблетки заканчиваются, и без них он загнется. Тогда он решает разыскать в Америке женщину-врача, которая и давала ему эти таблетки. Тем более что ее тоже наверняка должны убить: властные структуры по какой-то причине (да по той простой, что грядет сенатское расследование) решили стереть все следы эксперимента по созданию суперагентов-убийц.
Жена Бонда
Нечаянной перекличке между борнианой и бондианой сейчас содействует и то, что исполнительница главной женской роли в «Эволюции Борна» Рейчел Уайц, некогда подруга знаменитого режиссера Даррена Аронофски, уже более года является женой Дэниела Крейга — официального агента 007.В «Эволюции Борна» главного героя-суперагента изображает не Мэтт Деймон, а Джереми Реннер
Один против системы спецслужб — ситуация вроде бы безнадежная. Но в такой же пребывал и герой трех первых фильмов Джейсон Борн. Для системы справиться с подготовленными ею же суперагентами не так просто: ведь те обучены убивать голыми руками, у них заначки паспортов разных стран на разные имена, а также пачек долларов и евро. А уж от маячка в ладони герою избавиться раз плюнуть — нож-то всегда при себе, а терпеть боль он обучен.
В роли нового борца с системой — Джереми Реннер, ставший знаменитым после оскаровского хита (положившего на лопатки «Аватар») «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу. В роли женщины-врача, которая становится его напарницей, одна из любимых актрис автора этих строк Рейчел Уайц (в других транскрипциях — Вайс), чья слава началась с «Мумии».
Что в этом особенного. Вопрос, почему в фильме, несмотря на его название, нет самого Борна (а есть лишь упоминания о нем), породил дискуссию среди киноманов. Одна из версий в том, что проект покинул режиссер второй и третьей серий Пол Гринграсс. Он не только устал от проекта, но и сострил в свое время, когда четвертой серии еще и в помине не было, что если она возникнет, то ее следует озаглавить «Чрезмерность Борна». Исполнитель роли Борна Мэтт Деймон, по тем же слухам, ушел из верности Гринграссу.
По-моему, уход Деймона — благо для киносериала про Борна. Реннер куда приятнее. А что до режиссера, то кому было снимать четвертый фильм, если не Тони Гилрою — автору сценария всех трех предыдущих фильмов, уже зарекомендовавшему себя в качестве хорошего голливудского постановщика фильмом «Майкл Клейтон»?
Но если отвлечься от версий и слухов, то смена главного героя и исполнителя главной роли естественна для сериала про Борна. Потерявший память суперагент-убийца ЦРУ Джейсон Борн три серии искал правду о себе — и в итоге нашел. Чего же боле? Вдобавок создатель Борна — мэтр политического триллера Роберт Ладлем — умер в 2001-м, и теперь романы про Борна сочиняет другой человек. Ну и пусть сочиняет — оставим Борна Ладлему.
Отметим при этом, что четвертая серия честно развивает все главные мотивы борнианы (термин придуман по аналогии с бондианой). А мотивы эти в политическом смысле провокативные и оппозиционные.
Смысл «Эволюции Борна» в том, что спецслужбы, включая ЦРУ, прикрываясь лживыми фразами о защите национальных интересов, даже при намеке на срыв секретной операции или ее разоблачение в СМИ легко идут на то, за что обычный гражданин был бы осужден на пожизненное заключение или электрический стул. И, не ведая стыда, мочат своих. Честных, преданных, посвященных — тех, кто владеет опасной тайной. Кстати, это не первый фильм о том, что спецслужбы в критических ситуациях начинают уничтожать своих и их агентам обратной дороги в нормальную жизнь нет и быть не может — только ногами вперед. Напомню хотя бы о «Шпионе, выйди вон!», «Добром пастыре» Роберта Де Ниро, вышедшем у нас под названием «Ложное искушение (там тоже речь о ЦРУ) и «Тайных агентах», совсем уже черном французском триллере с парой Венсан Кассель — Моника Белуччи в главных ролях.
Кроме того, «Эволюция Борна» замечательна предупреждением, что все мы под колпаком у спецслужб и любого из нас легко достать и уничтожить за минуты благодаря развешенным везде камерам наблюдения, шпионским спутникам, мобильным телефонам и банковским карточкам.
Сложности. Те, кто не видел прежних «Борнов», не сразу въедут в суть.
Ударный эпизод. Их много. Отметим использование фирменных для стиля всех фильмов с названием «Борн» мобильных камер — действие резкое, энергичное, живое. Как во всех «Борнах», в новом фильме есть сцена погони в экзотической стране: вместо России и Марокко, засветившихся в предыдущих сериях, погоня устроена на Филиппинах. И конечно, важно, что борниана стала состыковываться с бондианой нового образца, в которой Бонд не комиксовый, а словно бы реальный. Тем более что Реннер слегка похож на нового Бонда Дэниела Крейга и соответствует ему по возрасту (разве что на три года моложе). Переклички с «Терминатором» в «Эволюции Борна» вы, надеюсь, заметите сами.
Наш вариант рекламного слогана. Этот Бонд теперь Борном зовется.
Также в прокате
Жить-нежить по-русски и ужасаться по-американски«Жить» (Россия, режиссер Василий Сигарев) — один из самых крутых российских фильмов года — от режиссера, создавшего знаменитый в избранных кругах «Волчок». История о мертвецах, которые возвращаются к тем своим любимым, которые существовать без них не в состоянии. Смерть детей, смерть родителя, смерть супруга — можно ли с этим справиться? Жанр фильма с первого его появления на фестивальных экранах стали обозначать как сказку — умную, но реально страшную. Те критики, что склонны к черному юмору, переименовали фильм из «Жить» в «Жуть». Такое теперь у нас настоящее молодое кино (Сигареву — 35). Зато оно — в отличие от киноофициоза и телесериальных драм, которые все как одна мелодрамы, длятся по триста часов и неотличимы одна от другой, — имеет отношение к действительности. Пусть действительности видоизмененной и слегка кафкианской — видоизмененной взглядом Василия Сигарева, который, судя по всему, обретет вскоре славу одного из ведущих европейских киномастеров.
«Явление» (США, режиссер Тодд Линкольн) и «Шкатулка проклятия» (США, режиссер Уле Борнедаль). Удивительное дело: на мировые экраны, включая наш, вновь повадились ужастики. Причем повадились группами: на этой и следующих неделях нас поджидает — словно из засады — штук семь-восемь заграничных кошмариков. Можно было бы добавить, что все они молодежные, но писать об этом бессмысленно: во всех современных ужастиках, начиная с классики типа «Кошмара на улице Вязов» и «Пятницы, 13-е», потустороннее зло атакует и изничтожает именно молодежь, причем американскую. «Явление» (оригинальное название The Apparition можно было интерпретировать и как «Призрак») — более банальный фильм. Молодых людей преследует зло, которое они сами вызвали во время парапсихологического эксперимента в университете. «Шкатулка проклятия», в котором зло обитает в древней шкатулке, которую нечаянно приобрели на аукционе, — фильм куда более занятный. Тем более что его снял датский режиссер Уле Борнедаль. Датчане сейчас лидеры во всех видах кинематографа от авторского (фон Триер) до коммерческого (тот же Борнедаль, некогда сделавший в Дании и затем переснявший в Голливуде триллер «Ночное дежурство»). И вот тут задача для читателей. Вообще-то в оригинале фильм Борнедаля именуется The Possession — «Обладание». Я помню, что в конце 90-х видел на одном из зарубежных фестивалей датский фильм The Possession, который показался истинно страшненьким. Скорее всего фильм Борнедаля — его ремейк. Но сведений об источнике найти не могу. Не поможете?