За несколько часов до скандала в югоосетинском парламенте, где утром в среду была предпринята попытка силовым способом поставить на голосование вопрос о третьем президентском сроке для президента Эдуарда Кокойты, известный югоосетинский политолог Инал Плиев прокомментировал «МН» отказ Верховного суда республики выносить этот вопрос на референдум, а также некоторые другие аспекты югоосетинской внутриполитической ситуации.
«Я не намерен оспаривать решение Верховного суда, но мне кажется, что инициаторы референдума ставили вопрос не о продлении срока действия президентского мандата ныне действующего президента Республики Южная Осетия Эдуарда Джабеевича Кокойты, а о разрешении одному лицу занимать пост президента РЮО три срока подряд. Еще раз обращаю внимание, что в предложенном инициаторами референдума вопросе имя нынешнего президента не упоминалось. Причина этого понятна: и в прошлые годы, и в нынешнем году Эдуард Кокойты неоднократно заявлял, что не будет баллотироваться.
Вместе с тем я подтверждаю свою ранее выраженную позицию, что референдумы Республике Южная Осетия нужны. К сожалению, по понятным причинам, а именно финансовым, мы не можем позволить себе проводить референдумы так часто, как, например, Швейцария. Но все равно, власть должна знать мнение народа, власть должна четко знать, что она делает правильно, а в чем ошибается. Если не референдумы, то хотя бы социологические опросы (научно обоснованные, выборочные, дающие минимальную статистическую погрешность) обязательны в любом государстве, тем более в таком молодом, как Республика Южная Осетия.
Так получилось, что с именем первого лица народ связывает и достижения, и провалы. Не является исключением и Эдуард Кокойты. Народ не всегда бывает прав, немаловажную роль играет и непосредственное окружение, и чиновничий аппарат. Временами он работает как единый слаженный механизм, но, к сожалению, на данном этапе у нас аппарат имеет непомерно большие полномочия, что временами даже превращает его в некий механизм торможения исполнения решений, принимаемых на самом верху. Я считаю неверным возложение и лавров, и ответственности только на одного человека. Более того, если президента можно поменять путем выборов, если председателю правительства можно вынести вотум недоверия в парламенте, то поменять чиновничий аппарат практически невозможно.
Аппарат и мелкие чиновники остаются при любом раскладе, при любом президенте, и народ вынужден с этим мириться, вынужден мириться с грубостью, хамством, элементарной бестактностью и невоспитанностью некоторых чиновников. Поэтому считаю необходимым разработку и такого механизма, который бы позволял гражданам добиваться увольнения любых должностных лиц, само наличие которых в госучреждениях уже является рафинированным злом.
Самым главным я считаю на следующем после выборов этапе реализацию неотъемлемых положений конституции о Конституционном суде и местных представительных органах власти. Это очень хорошие механизмы, обязательные механизмы, которые многократно облегчат жизнь и президенту, и премьеру, и парламенту, независимо от личностной персонификации последних, но в первую очередь гражданам республики. По объективным причинам, связанным с двадцатилетней войной и послевоенными процессами, этого сделано не было. Но это те вопросы, которые надо будет решить четко и продуманно.
Два слова и о другом вопросе, который предполагалось вынести на референдум, – о статусе русского языка. Русский в настоящее время является в нашей стране официальным. Предлагается сделать его вторым государственным наряду с осетинским языком. Но в чем разница между государственным языком и официальным? Я не знаю. В Южной Осетии нет закона о языке. Так что впереди много работы, расслабляться рано, все вопросы нужно решить так, чтобы в будущем не пришлось к ним возвращаться и все переделывать".
«Народ вынужден мириться с хамством чиновников»
Югоосетинский эксперт об отказе республики от референдума о третьем сроке
Наверх