Дени Грозданович. Искусство почти ничего не делать. Перевод с фр. Оксаны Чураковой.
М.: Текст, 2013
Автор, французский писатель, фланер и популярный блогер, оттолкнувшись от тезиса «отдых — не безделье», опровергает один из главных постулатов протестантской этики: путь к добродетели лежит через ежедневный труд. В обаятельных эссе Гроздановича нет прямых рекомендаций, как избавиться от симптома трудоголика и перестать думать о хлебе насущном: «вирус праздности» передается читателю посредством вальяжной интонации. Текст Гроздановича принадлежит к категории «литературы потерянного времени», нежели времени, проведенного с пользой. Автор иронично относится к людям деятельным, связывая активность с недостатком фантазии и внутренней энергии. Современный информационный поток навязывает людям нечеловеческий темп жизни, не оставляя времени для вдохновения и любопытства. На смену бесцельным художникам пришли предприимчивые активисты, а праздность истребили индустрией развлечений. Меж тем, напоминает нам автор, потраченному впустую времени человечество обязано главными изобретениями и откровениями.
Цитата: «Излишним старанием мы только портили и уничтожали всю прелесть своих лучших начинаний; стремясь к совершенству, мы то и дело сбивались с пути; в пылком порыве мы, сами того не замечая, стирали свою цель в порошок. Мы разучились соизмерять и взвешивать свои поступки с точностью и сдержанностью, установленными ходом вещей????. И в итоге неизбежно теряли творческое начало из-за навязчивого страха быть недостаточно продуктивными».
Талеб Нассим. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. Перевод с англ. Николя Караева.
М.: КоЛибри, Аттикус, 2013
Этнический ливанец, выпускник Сорбонны и нью-йоркский финансовый гуру Нассим Талеб прославился, написав книгу о событиях, которые изменили мир, притом что никто не мог их предвидеть. Вторая мировая война, 11 сентября, ураган «Катрина», мировой финансовый кризис: Талеб называет такие непрогнозируемые происшествия «черными лебедями». Его вторая книга «Антихрупкость» — это увесистый набор рекомендаций, как выжить в мире, в котором роль случайностей — в этом автор убежден — будет только возрастать. В царстве неопределенности необходимо научиться при столкновении с хаосом не просто выходить сухим из воды, но совершенствоваться. Талеб формулирует простые правила, которые позволяют преодолеть «хрупкость» и действовать так, чтобы внезапные нашествия «черных лебедей» не причиняли вреда. Для начала он предлагает отказаться от иллюзии, будто мир существует благодаря разумному планированию, университетскому образованию и бюрократическим институтам. Тех, кто поддерживает нашу веру в разумное устройство мироздания и необходимость страховать себя от случайностей, Талеб называет хрупкоделами. Согласно авторскому посылу человеку с рождения присущи необходимые для выживания свойства («антихрупкость»), но по мере инсталляции в социальную реальность он эти качества утрачивает, становясь зависимым и уязвимым. Если сформулировать в двух словах содержание этой толстой и противоречивой книги, то можно назвать ее «уроки безрассудства».
Цитата: «Хрупкодел-медик перебарщивает со вмешательством в организм, отрицает естественную способность тела к самоизлечению и выписывает вам лекарства, чреватые опасными побочными эффектами; хрупкодел-политик (сторонник вмешательства и социального планирования) путает экономику со стиральной машиной, которую все время надо ремонтировать (причем ремонтировать ее должен именно он), и в итоге ее ломает; хрупкодел-психиатр пичкает детей медикаментами с целью улучшить их интеллектуальную и эмоциональную жизнь; хрупкодел-родитель перебарщивает с заботой».
Милан Кундера. Искусство романа. Пер. с фр. Аллы Смирновой.
СПб.: Азбука, 2013
Семь эссе, написанных автором «Невыносимой легкости бытия» в промежутке между 1979 и 1986 годом, можно было бы издать под заголовком «похвала невежеству». Автор связывает кризис европейского романа с чрезмерной страстью к познанию, которая привела к тому, что писатели разучились мыслить целостно. В школах и университетах нас приучают к изучению отдельных тем, магистерские дипломы доступны лишь тем, кто способен выжить в узких рамках специальных дисциплин. Меж тем искусство романа прямо связано со способностью мыслить мир как единство.
Цитата: «Еще позже, для Эммы Бовари горизонт сужается до такой степени, что становится похож на ограду. Приключения остаются по ту сторону, а ностальгия становится невыносимой. В тоске повседневности мечты и грезы приобретают особую значимость. На смену утраченной бесконечности внешнего мира приходит бесконечность души. Расцветает великая иллюзия незаменимости и уникальности отдельной личности, одна из прекраснейших европейских иллюзий».