Роскосмос попытается догнать США и создать космические буксиры

В правительство внесен проект стратегии освоения космоса до 2030 года
Электроракетные двигатели

Роскосмос хочет создать космические буксиры на основе электроракетных двигателей и средств освоения астероидов.

Роскосмос внес в правительство проект стратегии освоения космоса до 2030 года. В ее рамках предполагается сделать то, что так и не получилось у СССР - запустить несколько долговременных аппаратов на Марс и облететь Луну пилотируемым кораблем. Причем все это в рамках бюджета, не так уж сильно отличающегося от уже имеющихся в распоряжении агентства средств - ранее его глава, Владимир Поповкин, говорил о том, что в будущем может потребоваться 150-200 млрд рублей против тех 150, которые выделены в этом году.
 

Роскосмос внес в правительство проект стратегии освоения космоса до 2030 года. В ее рамках предполагается сделать то, что так и не получилось у СССР - запустить несколько долговременных аппаратов на Марс и облететь Луну пилотируемым кораблем. Причем все это в рамках бюджета, не так уж сильно отличающегося от уже имеющихся в распоряжении агентства средств - ранее его глава, Владимир Поповкин, говорил о том, что в будущем может потребоваться 150-200 млрд рублей против тех 150, которые выделены в этом году.

Как сообщают наши коллеги из «Коммерсанта»,  которым удалось познакомиться с текстом проекта стратегии, речь идет о том, что в 2020-х годах «Россия закрепит свое место в тройке мировых космических держав». Если учесть то, что сейчас наша страна занимает первое место по числу запусков, а до 2011 года еще и имела наименьший процент аварий (в 2008-2010 году на 86 запусков 3 аварии; у США было 2 на 53), если добавить то, что кроме России и США регулярные пилотируемые полеты пока никому не доступны... заявление это, прямо скажем, двусмысленное.

Долговременные марсианские станции и облет Луны — тоже явно не прорыв, а попытка догнать США. Высаживать на Марсе аппараты, которые затем работают больше нескольких минут, пока что удавалось только американским специалистам; задача эта важная, достойная, но явно не та, которая никем не решена. Облет Луны пилотируемым кораблем, про который многие СМИ язвительно назвали достижением шестидесятилетней давности, уже не столь тривиален (про это «Газете.ру» рассказывал сегодня Лев Захаров, научный секретарь ИКИ РАН), но и опять-таки не шаг в запредельные просторы дальнего космоса.

По-настоящему новым направлением можно назвать проект создания космических буксиров на основе электроракетных двигателей и средств освоения астероидов. Сами по себе ионные двигатели далеко не новость, ими оснащены уже многие межпланетные аппараты (например -  добывший первые пылинки с астероида Итокава японский зонд «Хаябуса»), но использовать их на корабле, который доставляет грузы с низкой орбиты на, к примеру, орбиту геостационарную или вокруг Луны — пока никто не пробовал.

Основанием для скепсиса, правда, могут быть откровенно фантастические характеристики тех двигателей, которые в Роскосмосе начинали делать уже больше года назад (тогда речь шла о двигателях с тягой в тысячи раз больше, чем у существующих, причем уже к 2015 году!), да и статистика по всем космическим аппаратам, разработанным и стартовавших за последние годы. «Коронас-фотон», через год вышедший из строя из-за ошибки в расчете электрической мощности, не отработавшая свой срок «Татьяна-2», про «Фобос-грунт» и говорить нечего — последний аппарат было особенно жалко.

Можно сопоставить затраты Роскосмоса и NASA. Разработка новой тяжелой ракеты Ares была приостановлена в том числе из-за хронического выбивания из сроков и смет: к 2015 году, по последним оценкам, этот амбициозный проект мог бы потребовать в общей сложности 40 миллиардов долларов. То есть несколько больше триллиона рублей или пять годовых бюджетов Роскосмоса; впятеро дешевле оценивался проект ракеты, построенной на базе твердотопливных ускорителей шаттла - Shuttle-Derived Heavy Lift Launch Vehicle. Своя тяжелая ракета, способная вывести на орбиту около ста тонн груза к 2030 году... теоретически, это возможно, но вот практически?

По словам Юрия Караша - члена-корреспондента Российской академии космонавтики им. К.Э.  Циолковского - при полном отсутствии коррупционных потерь и эффективной организации работы разработка тяжелой ракеты вполне возможна. В то же время эксперт напомнил, что буквально в сентябре прошлого года председатель Счетной Палаты Сергей Степашин открыто говорил про большой объем нецелевого расходования средств в российском космическом агентстве. «Стратегия может привести к тому, что триллионы бюджетных средств в итоге испаряться, а новой техники не появятся», сказал эксперт, добавив что буксиры на электроракетных двигателях действительно можно считать наиболее «прорывной» частью стратегии. «Тяжелые ракеты, впрочем, тоже необходимый элемент - без них не вывести в космос межпланетные корабли».

Эта статья опубликована более чем 72 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования.
Более новые материалы вы можете найти на главной странице