Ужас любви и изгнание дьявола по-румынски

На этой неделе в прокат выходят сразу два артхита года
Также в прокате: ужас любви и изгнание дьявола по-румынски Инжект

В центре сюжета фильма «За холмами» отношения двух девушек. Когда-то между ними была любовь, какая именно — фильм не уточняет, но одна из них предпочла любви религию.

На этой неделе выходят сразу два фильма из числа тех, которые можно считать главными артхитами года. Оба стали сенсацией последнего Каннского кинофестиваля и его лидерами по количеству (и качеству) завоеванных наград.
 

 

«Любовь»

Франция — Германия — Австрия, режиссер Михаэль Ханеке, главный приз Каннского фестиваля «Золотая пальмовая ветвь» – второй в карьере Ханеке

Странно в очередной раз говорить: «Ханеке снял неожиданную картину», но мэтр Ханеке действительно снял неожиданную картину. «Любовь» — фильм о супругах за восемьдесят, бывших учителях музыки и воспитателях пианистов-звезд, с которыми происходит несчастье: у жены (которая уже давно ведет себя странно) два удара подряд. До премьеры многие ошибочно написали о том, будто жену сыграла Изабель Юппер. Но у Юппер тут роль второстепенная (хотя тоже важная) — зацикленной на себе слегка истеричной дочери престарелых супругов, которая тоже музыкант, вечно находится на гастролях и не в состоянии проникнуться кошмарными проблемами родителей. Самих же до гробовой доски верных супругов изображают один из последних истинно великих актеров французского и европейского кино Жан-Луи Трентиньян и легендарная Эммануэль Рива, сыгравшая свою первую звездную роль еще в 1959 году в классическом фильме Алена Рене «Хиросима, любовь моя».

Во время просмотра испытываешь подлинную жуть. Хотя оба главных актера достойны друг друга, а их роли соразмерны, он не столько о ней, сколько о нем, об изменениях в сознании не того, о ком заботятся, а того, кто заботится. Фильм о том, что в таких невыносимых обстоятельствах происходит с человеком, который всю жизнь искренне и верно любил другого, постепенно из-за болезни теряющего человеческий облик, фактически становящегося нечеловеком, чужим. Ханеке называют главным киноспециалистом по исследованию жестокости. Но он исследователь психики в тех предельных критических ситуациях, в которых может оказаться любой. Самая шокирующая сцена поджидает вас незадолго до финала. Но и после нее не расслабляйтесь: вас поджидает еще пара эпизодов, которые, может, и не шокируют, зато оставляют после себя загадки, которые лично я до сих пор не в состоянии разгадать.

Выходящий сейчас в России и Великобритании (в Штатах его дождутся только 9 ноября) 23-й фильм о Джеймсе Бонде «007: Координаты «Скайфолл» — третий подряд, в котором суперагента изображает Дэниел Крейг, и первый в истории, поставленный режиссером с серьезной артистической репутацией.

«За холмами»

Румыния — Франция, режиссер Кристиан Мунджиу, каннские призы за лучший сценарий и лучшую женскую роль, поделенный между двумя актрисами фильма

Кристиан Мунджиу тоже относится к тем избранным режиссерам, на личной полке которого стоит «Золотая пальмовая ветвь» за фильм «4 месяца, 3 недели и 2 дня». Уже в нем Мунджиу доказал, что понимает женскую душу и умеет работать с актрисами. В центре сюжета опять отношения двух девушек. Они вместе выросли в детском доме. Теперь одна из них приезжает из Германии, где устроилась на работу, чтобы забрать с собой другую. Когда-то между девушками была любовь, какая именно любовь, фильм не уточняет, а намеки мы комментировать не станем, тем более что проблема в другом: вторая девушка любит теперь только Бога, обитает в православном монастыре и полностью доверяет батюшке, которого именует Папой.

В итоге приехавшую из Германии девушку в монастыре начинают исправлять. Она и сама поначалу вроде бы не против, не желая расставаться с подругой, но потом в монастыре решают, что грехов у нее слишком много, в нее явно вселился дьявол — и решают исправлять насильно. И доводят ее… на этом остановлюсь. Фильм основан на реальной истории, происшедшей в 2005-м в одном из монастырей Молдавии. В комментариях в официальном каталоге фильма Мунджиу высказывается решительно, но аккуратно, утверждая, что религиозность стала сводиться для многих людей только к слепому исполнению обрядов и что в огромном официальном списке грехов, опубликованном румынской православной церковью (а их аж 464) нет почему-то греха равнодушия. При этом он не считает, что снял антиклерикальную картину о церковном мракобесии и новом православном фундаментализме. Он пытался не навязывать никакую идеологию, осуждать монахинь и их Папу (те уверены, что не сделали ничего дурного и стремились к торжеству добра) — пусть зрители смотрят и сами решают.

В интервью прессе Мунджиу более жесток, говорит, что надо учитывать разницу между верой, религией как таковой (в данном случае христианскими традициями) и церковью как институтом. По его мнению, церковь только потому обрела сейчас в Румынии гигантскую власть, что за годы коммунизма люди привыкли к безразличию, перестали уважать выбор других, высказывать свое мнение. По его словам, странно, что церковь строит сейчас кафедральный собор в Бухаресте стоимостью чуть ли не в 400 млн евро, тогда как в стране уже есть 20 тыс. церквей, но всего 5 тыс. школ и 500 больниц.