Президент-кабардинец Арсен Каноков беседует с осетинским коллегой Таймуразом Мамсуровым и едва ли допускает мысль, что его преемником может быть балкарец
Независимый интернет-портал "Кавказский узел" сообщил 27 июля о появлении проекта новой конституции Кабардино-Балкарии, по которой эта республика в составе Российской Федерации тоже стала бы федеративной. Проект составлен Советом старейшин балкарского народа. Но, как пояснили "МН" сами балкарские общественники, проект был официально передан в парламент КБР еще два месяца назад. Они не исключают, что теперь внимание к этой инициативе намеренно привлекают власти республики, заинтересованные в дискредитации балкарского движения.
Совет старейшин балкарского народа -- оппозиционное общественное объединение, добивающееся от властей республики прежде всего передачи балкарским муниципалитетам в горной части республики окрестных земель, которые сейчас по республиканским законам им не принадлежат. Верховный суд КБР весной 2010 года признал Совет экстремистской организацией, но Верховный суд РФ отменил это решение. По проекту балкарских старейшин, КБР становится федеративным образованием из двух субъектов -- Кабарды и Балкарии. В республиканском заксобрании кабардинских и балкарских депутатов должно быть поровну, а президентом должен быть то кабардинец, то балкарец.
Собеседник "МН", близкий к администрации республики, считает, что проект абсурден, неприемлем и ущемляет интересы русского населения КБР, которое составляет около трети, уступая только кабардинцам. Балкарцев в республике около 10%. "Насколько я понимаю, они хотят, чтобы места в парламенте были поделены между ними 50 на 50, как будто русских, как общины, не существует. Президентом тоже может быть только балкарец или кабардинец. Русских как будто вычеркнули, хотя известно, что балкарское движение постоянно пытается заручиться поддержкой русских, например, выстроить отношения с казаками. Это очень показательные предложения: они многое говорят о том, чего ждать русским в случае победы тех, кто сейчас считает себя угнетенными", -- сказал источник.
Один из активистов балкарского движения Мурадин Рахаев частично опроверг его предположения в беседе с "МН". "Президентом по проекту может быть кабардинец или балкарец, потому что это титульные нации Кабардино-Балкарии, -- сказал Рахаев. -- Но мы совсем не против русского президента, даже если он все время будет русский". О разделе депутатских мандатов пополам, по словам Рахаева, в проекте не говорится: там лишь сказано, что представители одной этнической группы не должны занимать более 40% мест. "Сейчас большинство депутатов кабардинцы, чтобы быть избранными, многие балкарцы и русские записываются кабардинцами, решить какие-то вопросы в интересах балкарцеы и русских при такой ситуации невозможно. И первый, и второй президенты КБР -- кабардинцы".
Мурадин Рахаев говорит, что федерализация республики -- единственный выход, который остается после того, как стало ясно, что добиться перемен в рамках сложившейся системы невозможно. "Мы хотим, чтобы Кабардино-Балкария строилась на тех же принципах, на которых она образовалась в 1921 - 1922 годах, когда Балкария и Кабарда объединились на равных началах, со своими селами, землями и депутатами", -- поясняет Рахаев. По его словам, парламент республики правомочен запустить процедуру изменения конституции.
При этом сами же балкарцы не верят в то, что такая конституционная реформа действительно будет инициирована, и говорят, что проект изменений предложен от отчаяния и безысходности. Сами они, по-видимому, не считают проект приоритетным направлением своей деятельности и предполагают, что интерес к нему специально нагнетается властями, заинтересованными показать абсурдность балкарских предложений. Как писали "МН", в начале июля главы администраций балкарских сел подписали письма в адрес Дмитрия Медведева и президента КБР Арсена Канокова с требованием немедленно передать селам межселенные территории.
Также в разделе


