Вместе с правительственными учреждениями в «новую» Москву переедут и 600 тыс. рабочих мест, считает руководитель комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Александр Кузьмин. О том, где могут построить новый правительственный центр, когда на эти территории проведут метро и зачем сохранять в городе поля с картошкой, он рассказал в интервью «МН».
Другие материалы по расширению Москвы читайте в спецпроекте «Московских новостей».
- Александр Викторович, считается, что присоединение новых территорий поможет уйти от радиально-кольцевой планировки Москвы. Каким образом? Планировка старой-то части останется неизменной.
- Что такое сейчас у нас центр Москвы? Это одновременно и культурный, и правительственный, и финансовый, и деловой центр. Соответственно, в какой бы отрасли народного хозяйства ты не работал, как правило, тебе туда обязательно нужно. Теперь представьте ситуацию, когда мы несколько распределяем размещение этих центров. Предположим, правительственные учреждения переносят на новую территорию. Только сами эти учреждения – это порядка 200 тысяч рабочих мест, еще порядка 400 тысяч – те, кто будет их обслуживать. Не забывайте и другое: в Солнцево, в Бутово и на других территориях за МКАД почти нет рабочих мест. В данной ситуации рабочие места придут к людям, у которых их нет. И поездки тогда будут уже другие. Не надо будет стремиться со всех сторон только в ту сторону, которая рядом с Кремлем.
- А вы не боитесь социальных волнений? Работал человек много лет в организации, которую теперь переведут на новые территории. А он не захочет увольняться и ездить туда по три часа тоже не захочет.
- Если человек любит свою работу, он поедет. Но три-то часа не получится ни при таких условиях. Вообще же речь идет о переносе только правительственных функций. В отношении других организаций слово «перенос» надо забыть. Если там будет создаваться новый медицинский центр, это не значит, что на старой территории будет закрыта городская больница. Или вузовский комплекс…
- Кстати, о вузах. Сейчас и в МГУ не всегда удобно ездить из других концов Москвы. А туда-то и подавно будет неудобно.
- Если мы будем строить на этой территории вузы, это должен быть уже не вуз в традиционном для нас понимании, а, скорее, в понимании зарубежном - с кампусом, в котором есть место не только для иногородних, есть вся инфраструктура.
- Правительственные учреждения будут рассредоточены по всей новой территории или где-то компактно собраны?
- Однозначно компактно, иначе будет трудно работать. Я считаю, что мы можем выделить на этой территории три зоны по мере удаления от МКАД. Ближняя территория к Москве - до восьми километров от МКАД – наверное, может быть подвергнута урбанизации в большей степени. Далее должны быть «плавающие» городские образования, окруженные природной средой. А в третьей зоне, за ЦКАД, в основном должно звучать слово «рекреация». Если там появляется какой-то объект, это должен быть центр рекреационной зоны.
-Где в этих трех зонах должны находиться правительственные учреждения?
- Я думаю, где-то в новом географическом центре Москвы, а он получается в районе Бутова.
- Там есть свободное место для строительства?
- Есть.
- Ходят слухи, что НИиПИ Генплана готов переехать в Троицк, уже чуть ли не документы подписаны.
- Директор института Генплана высказал разумное предложение сделать филиал в Троицке, раз уж они будут заниматься проектированием для этих территорий. Мне тоже придется делать на этих территориях филиал. У меня сейчас 10 филиалов по Москве, во всех округах.
- Нужны ли на этих территориях еще какие-то дороги, кроме ЦКАД?
- Конечно, сразу нужно вывести на эти территории внеуличный городской транспорт, в первую очередь метро. Это сразу повысит статус территории.
- Но это когда еще будет!
- За МКАД метро можно вывести за пять лет. Мы уже сейчас прорабатываем выходы за МКАД, и один из них - на эту территорию. Сейчас одна из самых перегруженных станций метрополитена - Юго-Западная. Для ее разгрузки планировалось построить еще один перегон до станции Тропарево. Но чтобы не создавать крупный транспортно-пересадочный узел в жилом районе, продлим Сокольническую линию метрополитена еще на один перегон за МКАД, до района Румянцево, где вне жилой застройки возможно сформировать полноценный ТПУ.
- Значит, автомобильные дороги не будут строить?
-Автомобильные дороги, конечно, должны появиться новые. Но это не должны быть автобаны. Я считаю, что надо сделать дороги с учетом рельефа, с учетом имеющихся населенных пунктов.
- Территории будут застраиваться по проекту, который победит на международном конкурсе?
- Это будет не архитектурный, а урбанистический конкурс. Он будет посвящен развитию региона - это места размещения труда, транспортные схемы, источники энергоснабжения и т.д. И не только этих территорий, а всей московской агломерации. Я не думаю, что на конкурсе будет победитель. Возможно, приоритет какой-то будет высказан, но это не значит, что именно этот проект будет реализовываться. Нам важнее взгляд на нашу территорию специалистов разных стран, разных команд.
- В конкурсе сможет принять участие любой архитектор?
- Я думаю, что скорее всего будут приглашаться определенные авторские коллективы. Это должны быть урбанистические бригады, которые имеют специалистов различного профиля.
- Утверждается, что на новых территориях постараются максимально сохранить существующую среду. Но на этих территориях, скажем, есть агропредприятия. В городе будут поля с картошкой?
- Некоторые города, в том числе европейские, типа Рима, специально в составе города оставляют сельхозземли и приравнивают их по ценности к лесным массивам, чтобы не было сплошной зоны урбанизации. В данной ситуации мы должны четко выделить зоны, которые не должны застраиваться. В основе этого должна лежать историческая ценность места, природная ценность, а также мнение жителей. Первое задание, которое я получил, - разобраться с историческим наследием на этой территории. Выявить, если можно так сказать, ценности «малой родины» в каждом населенном пункте, и только потом уже брать в руки рейсфедер. Кроме того, на этой территории нужно сделать не меньше ста парков, да еще три больших парковых территории, не меньше 1000 га каждая. Область на этой территории собиралась построить 40 млн. квадратных метров недвижимости. А мы не хотим столько строить. Мы хотим даже те проекты, которые уже существуют, пересмотреть в сторону уменьшения этажности. Перед нами стоит задача разуплотнить существующую территорию, но не переуплотнить новую.