Был мэр Лужков, и нет мэра Лужкова. Уже целый год есть какой-то просто Лужков, и почти целый год есть мэр Собянин. Что в городе изменилось?
Пробки те же. Цены на недвижимость те же. Бандитские ТСЖ те же. Унизительный общественный транспорт. Толщина налета гари на окне. Невозможность отпустить ребенка погулять одного, потому что во дворах все те же автомагистрали. Бюрократия. Обычные чиновничьи глупости, вроде ежегодного смотра «Информируем из первых рук». Тот же воздух и та же вода. Бесправные таджики все такие же бесправные. Ресин зато лучше прежнего, ибо отодвинут от стройкомплекса. В мэрии те же Бирюков и Швецова, умеющие сделать так, чтобы пенсионеры не бунтовали и зимой трубы не лопались. То же обилие финансируемых из горбюджета СМИ, объясняющих мещанам, кого благодарить за всю эту красоту.
Новое? Новые полосы для унизительного общественного транспорта, которые, ради справедливости, делать начали еще при старом мэре. Новый вид на Москву без рекламных перетяжек — это действительно хорошо, это правильно. Новые ларьки, вместо старых ларьков. Про тротуарную плитку и упоминать неловко — это теперь такая собянинская «кепка» (то есть как вспомнишь Лужкова — так сразу кепка в голове всплывает. Плитка тоже вот стала всплывать). Говорят, у вокзалов вместо вечно грязных бродяг высадили вечнозеленые деревья в кадках. Нового «Интеко» вроде пока не появилось, а старое — без Батуриной — уже как бы и не «Интеко». Новые машиноместа — там, где были травоместа и кустоместа. Ну и, конечно, новый Gorky Park для тех, кто с айфонами, а не с голубыми беретами. Тем, кто с айфонами, нравится; тех, кто с беретами, наверное, даже не спрашивали.
Ломать в нашей стране и отдельно взятой ее столице умели всегда. Зачем же отказываться от накопленного опыта? Ломают неделю назад устроенные велодорожки. Ломают рынки, заборы и руки защитникам архитектуры, противостоящим ломанию старых домов. Сломали об колено и, казалось бы, вечного хозяина «Лужников» Алешина, сейчас там тоже хотят все сломать и построить что-то невообразимое. За вполне вообразимые деньги, исчисляемые миллиардами нерублей. Зато не стали ломать уже возведенный бессмысленный участок Четвертого кольца, хотя само кольцо решено не делать.
И все же самые грандиозные деяния Собянина пока в будущем. Это и бесчисленные километры автодорог, и всякие неунизительные виды общественного транспорта, и стадионы на месте рынков (построенных на месте стадионов), и электронная запись в поликлиники, и гаражи для всех, и многое другое. Все затмевает, конечно, образ грядущей Большой Москвы, прорвавшейся за МКАД до самой Калужской области. Там будет город-сад, город-лес и город-солнце.
Признаюсь, я постарался написать про Собянина побольше скверного. Исключительно из чувства противоречия, потому что слишком красиво говорят и пишут про него сейчас иные коллеги. Вообще, год на таком посту — слишком малый срок, чтобы делать серьезные выводы о кредитах доверия или недоверия. Тем более что самое интересное в Москве только начинается. Назначены первые аукционы по продаже принадлежащих городу пакетов акций разных компаний — всего того, что так старательно копил собиратель имущества московского Юрий Лужков. Среди пионеров акции «Центра международной торговли», «Объединенных кондитеров» (это действительно сладко), «Новинского, 31» (речь идет о Новинском пассаже). На кону десятки миллиардов, а ведь дальше куски будут больше и жирнее.
Вот там и посмотрим.
Также в разделе
Запретите спорт
Александр Богомолов, главный редактор mn.ru, о приличиях в современном спорте- Контекст
- Сюжет




