Минтранс, Минюст, ФСБ, МВД и Минэкономразвития сошлись на общей позиции: требования аэропорта незаконны, он обязан выполнять требования по обеспечению безопасности пассажиров.
Аэропорт Домодедово возмущен предписаниями Минтранса об обязанностях обеспечения безопасности пассажиров. Вчера в Верховном суде (ВС) его представители пытались доказать, что МВД и ФСБ перекладывают на плечи сотрудников аэропорта функции правоохранительных органов. Те в свою очередь парировали – Домодедово пытается избежать лишних затрат. Суд встал на сторону чиновников. Представители аэропорта намерены обжаловать это решение. Однако опыт зарубежных частных управляющих компаний показывает: аэропорты берут на себя значительную часть расходов по безопасности, но работают в тесной кооперации с правоохранителями.
ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» и «Домодедово-Транспортный терминал» обжаловали приказ Минтранса «Требования по обеспечению транспортной безопасности». Он был подписан в феврале 2011 года, после январского теракта в Домодедово. Тогда террорист-смертник в зоне прилета привел в действие бомбу мощностью 7 кг в тротиловом эквиваленте. Погибли 37 человек, более 120 были госпитализированы.
«На нас перекладывают функции полиции, обязывая заниматься оперативно-розыскной деятельностью, - заявил в суде представитель аэропорта Владимир Кочетов. - Мы не можем осуществлять требования по изъятию багажа и задержанию лиц. В Воздушном кодексе указано, что это могут делать только службы авиабезопасности и правоохранительные органы. Обязанность разработать план обеспечения безопасности тоже незаконен. Его может утверждать только Росавиация, но не сам аэропорт. Нас обязывают разработать формат пропуска, по которому должен осуществляться доступ в зону транспортной безопасности, причем для всех - будь то прокурор, сотрудник Счетной палаты или врач «скорой помощи». А согласовать образец пропуска мы должны с МВД и ФСБ, хотя те не обладают такими полномочиями. Выходит, этот пункт Минтранса тоже для нас невыполним. Да и как мы должны решать, кого допускать в зону, а кого нет?»
Особое возмущение у аэропорта Домодедово вызвало требование «выявлять потенциальных нарушителей» и «передавать их» сотрудникам правоохранительных органов. «Как мы должны определить и вычислить такого нарушителя? И что с ним дальше делать? Требования размытые, но за их невыполнение нам, субъекту транспортной инфраструктуры, грозит уголовная ответственность!» - заявил Кочетов. Он заметил, что требование ловить «потенциальных нарушителей» противоречит Конституции, в которой гарантируется презумпция невиновности. Кроме того, в приказе Минтранса говорится, что останавливать гражданина для передачи полиции можно на срок от 5 минут до 8 часов. Фактически, поясняли заявители, это значит, что их заставляют не просто «выявлять», но «задерживать» людей.
Это вызвало недоумение у представителя Генпрокуратуры Ларисы Степановой. Она попросила суд данный пункт из приказа убрать. Минтранс пояснил, что «сотрудники аэропорта имеют право наблюдать за поведением пассажиров во время досмотра, проводить психологический опрос и таким образом выявлять потенциально опасных лиц». «Это общемировая практика, и это не противоречит законодательству», - сказал представитель ведомства Алексей Пятигорский.
Представитель МВД Гайк Марьян высказал предположение: заявители обратились в суд с жалобой, так как «аэропорт не справляется с обеспечением безопасности». «Заявление Домодедово выглядит странным после тех трагедий, которые происходили в этом аэропорту. После этого поднимать вопрос о том, чтобы снять с себя ответственность за безопасность, мягко говоря, кощунственно!» - заявил представитель ведомства. «Задержанием занимаются сотрудники МВД. Уборщицы и продавцы в кафе не должны выполнять функции полиции. А если сотрудники правоохранительных органов отказываются от своей работы и пытаются переложить эти обязанности на других, это уже неправильно! – парировал Владимир Кочетов. – Как раз ссылка на тему терактов, которая болезненна для всех, и является низостью!»
Минтранс, Минюст, ФСБ, МВД и Минэкономразвития сошлись на общей позиции: требования аэропорта незаконны, он обязан выполнять требования по обеспечению безопасности пассажиров. По мнению представителей ведомств, Домодедово просто не хочет тратиться на создание спецподразделений, поэтому и ссылается в суде на «уборщиц».
В настоящее время требования Минтранса выполняются Службой авиабезопасности (САБ). Владимир Кочетов пояснил «МН», что это самостоятельный субъект транспортной инфраструктуры, как и аэропорт. «Написали бы в приказе «САБ», а не «субъект транспортной инфраструктуры», и тогда было бы понятно, кого обязывают выполнять эти требования», - заметил представитель аэропорта. Но еще один представитель МВД Вячеслав Беляков пояснил корреспонденту «МН», что с ноября САБ лишено лицензии и «не являются юрлицами» и «транспортными субъектами».
«МН» выяснили, как проблема обеспечения безопасности решается в других странах Европы. В Великобритании компания BAA (собственник консорциум FGP TopCo Limited под руководством испанской компании Ferrovial) управляет аэропортами Лондона «Хитроу» и «Станстед», тремя в Шотландии (Эдинбург, Абердин и Глазго), а также небольшим аэропортом регионального значения в Саутгемптоне, на юге Англии. BAA сама обеспечивает безопасность на своих объектах, но соответствующие нормы разрабатываются правительством и администрацией гражданской авиации Великобритании. «Для нас такой вопрос не так актуален. У нас не было домодедовской ситуации, поэтому кто будет выплачивать компенсации и брать на себя ответственность, не понятно», - сказала «МН» главный менеджер по связям с общественностью «Хитроу» Мэри Керни. По ее словам, безопасность в аэропортах финансируется преимущественно частным образом, но все вопросы, связанные с ограничениями для пассажиров, согласуются с министерством транспорта.
Немецкая компания Fraport AG управляет международным аэропортом Франкфурта-на-Майне, Ганновера и еще дюжиной крупных аэропортов в других странах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Она участвует в проекте реконструкции Пулково (Санкт-Петербург). Пресс-секретарь компании Fraport AG Вольфганг Швалм рассказал «МН», что в Германии частные аэропорты активно сотрудничают с правительством. Безопасность обеспечивают как частные структуры, так и государственные. В первую очередь за безопасность жителей страны отвечает федеральная и местная полиция, они осуществляют контроль на входе в аэропорт. Частные структуры ответственны за безопасность и проверку багажа и пассажиров на таможенном контроле.
Швалм рассказал, что пассажир, покупая билет, платит взнос за безопасность, который направляют в министерство внутренних дел. Оттуда часть денег перечисляется частным компаниям и аэропорта для обеспечения безопасности.
В Испании подавляющее большинство аэропортов принадлежит госорганизации Aeropuertos Españoles y Navegación Aérea (Aena). Кроме двух частных: Сьюдад-Реаль и Льейда-Альгуайре. Как сообщил «МН» представитель Aena, поддержание порядка в аэропортах, как государственных, так и частных, полностью возложено на персонал министерства внутренних дел в лице двух его подразделений: национальную полицию и гражданскую гвардию. Аэропорты имеют собственные службы безопасности, однако они играют вспомогательную роль. Их сотрудники работают исключительно в присутствии полицейских или гражданских гвардейцев.
Юридической базой для обеспечения безопасности в аэропортах служит регламент Евросоюза EU 185/2010, общий для всех стран ЕС. На трансатлантических рейсах в США действуют некоторые дополнительные нормы, закрепленные двусторонним соглашением ЕС-США.

